Методический проект.
Формирование словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность:
- трудности адаптации детей к обучению в школе, связанные с коммуникативной функцией речи;
- низкий показатель словообразовательной компетенции у дошкольников, как с речевой патологией, так и у детей с языковой нормой;
- социальный заказ родителей – «почему ребенок часто допускает ошибки в образовании новых слов?»
Гипотеза.
Систематическое развитие словообразовательных навыков будет способствовать формированию словообразовательной компетенции ребенка, что в конечном итоге станет важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, самоорганизации поведения и формирования социальных связей.
Новизна.
- Поддержка разнообразия детства – вариативность использования форм и способов развития словообразовательных навыков у старших дошкольников.
- Сохранение уникальности и самоценности детства – амплификация развития старшего дошкольника через формирование словообразовательных навыков.
- Успешная адаптация ребенка к обучению в школе благодаря усвоению различных способов словообразования и обогащению словаря грамматическими категориями и конструкциями.
- Полнота содержания и интеграция образовательных областей – речевое, коммуникативное и физическое (координация речи с движением) посредством рекомендуемого игрового материала.
- Формирование словообразовательных навыков в едином тематическом планировании.
- Сотрудничество с семьей в организационном (мастер-классы для родителей по обучению способам и приемам формирования словообразовательных навыков у старших дошкольников) и содержательном плане (дидактический материал).
Цель методического проекта.
Для детей: создание оптимальных образовательных и коррекционно-развивающих условий для формирования словообразовательных навыков у старших дошкольников, способствующих успешной адаптации к обучению в школе.
Для педагогов: формирование словообразовательной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.
Для родителей: практическая помощь в воспитании грамматически правильной речи у детей 5-7 лет.
Задачи:
охрана и укрепление эмоционального благополучия детей;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
создание условий для формирования умений владеть грамматическими механизмами речи (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей);
повышение компетентности родителей в вопросах развития грамматически правильной речи у детей 5-7 лет;
формирование полноценного речевого и общего психического развития личности дошкольника.
Теоретическая основа методического проекта:
* учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев);
* концепция о соотношении мышления и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);
* Концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М. Солнцев);
* Концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка (Л.С. Выготский, А. Р. Лурия);
* Современные представления о структуре речевого дефекта (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Коррекционно-педагогические и общедидактические принципы проекта.
Системность (календарно-тематическое планирование);
комплексность (включение всех грамматических конструкций в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей старшего дошкольного возраста);
принцип развития (общение взрослых и детей, детей в социуме, формирование словообразовательных навыков);
принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии (игровая мотивация, игровые приемы и способы коррекции);
принцип учета зоны ближайшего развития (опережающий характер развития через взаимодействие ребенка с взрослым);
наглядность (подбор дидактического материала);
доступность (от простого к сложному с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка);
дифференцированный и индивидуальный подход к личности ребенка.
Методы:
организационные (подготовка к организации проекта, редакция дидактического и наглядного материала, создание условий для реализации проекта));
эмпирические (наблюдение за формированием словообразовательных навыков у старших дошкольников);
психолого-педагогический эксперимент (реализация проекта);
психодиагностические (тесты для участников образовательных отношений по методике формирования словообразования у старших дошкольников, анкеты для родителей, беседы с родителями;
количественный и качественный анализ полученных данных (сравнительный анализ состояния словообразования у детей, компетентности участников образовательного процесса и заинтересованности родителей в процессе формирования словообразования у своих детей).
Адресная направленность.
Материал предназначен для учителей-логопедов, воспитателей старших и подготовительных групп (дети 5-7 лет) дошкольных учреждений, может быть использован родителями детей старшего дошкольного возраста для развития речевых навыков. Возможно использование дидактического материала, как в комплексе, так и отдельно каждой из его частей.
Практическое содержание проекта.
Дидактический материал (речевые игры и упражнения), способствующий формированию навыков словообразования у детей 5-7 лет.
Дидактический материал представлен в игровой форме с указанием видов и способов словообразования. Упражнения понятны, доступны детям и предполагают активную практическую и экспериментально-творческую речевую деятельность.
Календарно-тематическое перспективное планирование.
Эффективность в реализации проекта.
Результаты диагностики детей.
Количество детей с низким показателем развития словообразовательной компетенции за период 2013-2017 гг.
сократилось в среднем на 25%,
Количество детей со средним показателем развития словообразовательной компетенции за период 2013-2017 гг.
увеличилось на 30%.
Количество детей с высоким показателем развития словообразовательной компетенции
увеличилось на 20%..
Показатель эффективности – 25%.
Эффективность в реализации проекта. Родители.
Анкетирование родителей показало рост заинтересованности в процессе формирования словообразования у старших дошкольников (с 20% в 2013 до 65% в 2017).
Показатель эффективности – 45%.
Эффективность в реализации проекта. Участники образовательного процесса. Воспитатели.
Коррекционно-образовательная компетентность по вопросам формирования словообразовательных навыков у дошкольников.
Результаты тестирования
2013 год – 20% - высокий уровень
2017 год – 60% - высокий уровень.
Таким образом, показатель эффективности работы вырос на 40%.
Наша гипотеза была доказана эмпирическим путем.
Участники проекта показали положительную динамику, средний показатель эффективности методического проекта составляет 36,6%.
Целенаправленная и систематическая работа по формированию словообразовательных навыков у старших дошкольников является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Благодаря тесному сотрудничеству педагогов и родителей повышается уровень ответственности родителей за речевое развитие своего ребенка, повышается компетентность родителей в вопросах развития речи детей.
Совместная работа логопеда и воспитателей повышает авторитет психолого-педагогической службы в дошкольном учреждении.
Подробная инструкция.
Методический проект с авторским дидактическим материалом является практическим пособием в формировании словообразовательных навыков у старших дошкольников. Дидактический материал использовался воспитателями в старших и подготовительных группах детского сада «Огонек» города Надыма, а также в работе учителя-логопеда в течение четырех лет. В пособии весь практический материал представлен в форме игровых заданий, которые способствуют развитию словообразования у детей. Упражнения проводятся последовательно в соответствии с тематикой недели перспективного планирования. Обогащение словаря осуществляется номинативно и конструктивно – лексический запас по определенной теме закрепляется и усложняется с помощью введения новых словообразовательных морфем, а значит, и новых значений слов. Игровая подача дидактического материала позволяет воспитателям и родителям подходить к процессу формирования словообразования у детей творчески, дает возможность фантазировать и экспериментировать со словом, что способствует развитию когнитивных процессов у дошкольников, развивает языковое чутье, позволяет формировать основы научного познания языка, формирует общую культуру речи. Кроме того, игротека упражнений способствует повышению уровня мотивации детей и создает благоприятный эмоциональный фон при обучении. Дидактический материал можно использовать как в комплексе ежедневно по одной речевой игре в свободной деятельности, так и отдельно каждую из его частей для развития речи детей. Для создания благоприятной эмоциональной среды обучения можно использовать все современные технические средства – компьютер, телефон, микрофон, интерактивную доску. В игре дети сами часто придумывают, с чем можно закрепить ту или иную словообразовательную модель – пальчиковый театр, куклы бибабо, муляжи фруктов и овощей, конструкторы, игровые наборы предметов – все, что может подсказать фантазия взрослого и ребенка. Главное, что при этом решаются дидактические задачи по закреплению словообразовательных моделей.
Использование дидактического материала предполагается в течение двух лет в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения.
Приведем пример использования методики на одну неделю.
Планирование работы по формированию словообразовательных навыков у старших дошкольников осуществляется по календарно-тематическому плану с учетом способов и форм усвоения словообразовательных моделей. Например, месяц – февраль. Первая неделя – «Зимующие птицы».
В понедельник рекомендуется игра - «Назови – чей? чья? чьё?» (стая снегирей – снегириная стая и т.д.), которая способствует формированию навыков образования притяжательных прилагательных.
Во вторник можно закрепить образование существительных с помощью суффиксов – игра «Назови птенцов» (у вороны – воронята и т.д.).
В среду проводится игра «Назови, что сделали птицы?», в которой закрепляется словообразование глаголов с помощью приставок (клёст из гнезда, что сделал? – вылетел, пролетел, улетел и т.д.).
В четверг закрепляется образование сложных слов – игра «Объясни словечко» (у сороки белые бока – белобокая, у снегиря красная грудка – красногрудый и т.д.).
В пятницу можно закрепить словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами – игра «Назови ласково» (голубь – голубок, синица-синичка и т.д.).
Речевые игры организуются в одном семантическом поле, таким образом, закрепляется не только словообразовательная модель, но и обогащается словарь. Речь дошкольника развивается в тесном взаимодействии всех высших психических функций – речи, внимания, памяти и мышления. Такое сочетание дает возможность развития творческого и когнитивного сознания, воспитывает не только речевые навыки, но и психологическую организацию деятельности ребенка в целом.