Методический проект.

Формирование навыков звуковой культуры речи у детей 3-4 лет в едином семантическом пространстве.

Автор проекта: учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Огонек» г. Надыма» Сенич Анна Николаевна

Актуальность.

   Воспитание звуковой культуры речи - одно из основных задач развития речи дошкольного возраста. Очень часто родители обращаются к специалистам, замечая слишком поздно нарушения в речевом развитии у своих детей. На сегодняшний день наиболее приоритетным и особенно полно разработанным является коррекционное направление, задача которого - преодоление возникающих или уже имеющихся нарушений речи.  В связи с этим в тени остаются не только не менее важные, но совершенно необходимые направления: а) профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения; б) совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений или отклонений в ее состоянии (формировании полноценного дыхания, выразительности звучания голоса, отчетливости артикуляции, координации речи и движения). Как показывает практика, нарушения речи выявляются у детей уже с раннего возраста, поэтому начало работы по формированию звукопроизношения необходимо осуществлять со второй младшей группы.

Актуальность проекта обусловлена следующими причинами:

  • в связи с резким увеличением количества детей с ОВЗ (в 2 раза за 2002 – 2016) возникла необходимость поиска новых эффективных технологий. Количество детей с нарушениями речи в младших группах в МДОУ «Детский сад «Огонек» составляет 90%.
  •  Социальный заказ родителей – «почему ребенок не разговаривает?».
  •  Раннее выявление детей группы риска позволяет значительно сократить количество детей с тяжелыми нарушениями речи.

Гипотеза.

Целенаправленное, систематическое и пропорционально распределяемое речевое воздействие с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка ведет к значительному сокращению количества детей как с тяжелыми нарушениями речи, так и нивелированию нерезко выраженных процессов торможения речевого развития.

Новизна.

  1. Поддержка разнообразия детства – вариативность использования форм и способов развития звуковой культуры речи.
  2. Сохранение уникальности и самоценности детства – амплифкация развития дошкольника через формирование звуковой культуры речи.
  3. Позитивная социализация ребенка путем освоения способов общения с детьми и взрослыми в игровых приемах дидактического материала.
  4. Полнота содержания и интеграция образовательных областей – речевое, коммуникативное и физическое (координация речи с движением) посредством рекомендуемого игрового материала.
  5. Формирование звуковой культуры речи в семантическом пространстве календарно- тематического планирования.

Сотрудничество с семьей в организационном (обучение родителей приемам и способам формирования звуковой культуры речи) и содержательном плане (дидактический материал).

Цель методического проекта.

  1. Для детей: создание оптимальных образовательных и коррекционно-развивающих условий для формирования звуковой культуры речи, способствующей успешной социализации личности ребенка 3-4 лет.
  2. Для педагогов: профилактика речевых нарушений у детей в младшем дошкольном возрасте.
  3. Для родителей: практическая помощь в воспитании звуковой культуры речи у детей 3-4 лет.

Задачи:

  1. Охрана и укрепление эмоционального благополучия детей;
  2.  обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
  3. повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей 3-4 лет;
  4. воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников:

   умения свободно владеть механизмами речи (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей) – дыханием, голосом, артикуляцией звуков, интонацией речевых реакций;

формирование общей культуры личности детей.

Теоретическая основа методического проекта.

  1. учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей
    (Л.С.Выготский, Н.Н.Малофеев);
  2. концепция о соотношении мышления и речи (Л.С. Выготский, А. А. Леонтьев, А.Р.Лурия, Ж.Пиаже и др.);
  3. концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М. Солнцев);
  4. концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);

современные представления о структуре речевого дефекта (Р. Е. Левина, Р.И. Лалаева, Е.М.Мастюкаова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.)

Коррекционно-педагогические и общедидактические принципы проекта.

  • Системность (календарно-тематическое планирование);
    комплексность (включение всех компонентов звуковой культуры речи в процесс развития);
  •  принцип развития (общение взрослых и детей, детей в социуме, формирование звуковой культуры речи);
  •  онтогенетический принцип (возрастные физиологические особенности звукопроизношения);
  •  принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии (игровая мотивация, игровые приемы и способы коррекции);
  •  принцип учета зоны ближайшего развития  (опережающий характер развития через взаимодействие ребенка с взрослым);
  •  наглядность (подбор дидактического материала);
  •  доступность (от простого к сложному с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка);

 дифференцированный и индивидуальный подход к личности ребенка (учет особенностей развития каждого ребенка).

Методы:

организационные (подготовка к организации проекта, редакция дидактического и наглядного материла, создание условий для реализации проекта);

эмпирические (наблюдение за особенностями речевого развития детей 3-4 лет в группах, психолого-педагогический эксперимент - реализация проекта);

психодиагностические (тесты для участников образовательных отношений по методике формирования звуковой культуры речи (ЗКР) у младших дошкольников, анкеты для родителей, беседы с родителями по вопросам воспитания ЗКР;

количественный и качественный анализ полученных данных (сравнительный анализ состояния речевого развития детей, компетентности участников образовательного процесса и заинтересованности родителей в процессе воспитания ЗКР у своих детей)

 

Адресная направленность.

Предлагаемая работа адресована специалистам по речевому развитию, логопедам, воспитателям и родителям, заинтересованным в успешном развитии речи своих детей. Возможно использование дидактического материала как в комплексе, так и отдельных его частей.

Практическое содержание проекта.

  • Дидактический материал (речевые игры и упражнения), формирующий звуковую культуру речи детей 3-4 лет.
  • Игровые упражнения с указанием цели, краткого описания и методических рекомендаций по календарно-тематическому  планированию.
  • Дидактический материал представлен в игровой форме, упражнения понятны, доступны детям и предполагают активную практическую и экспериментально-творческую речевую деятельность.
  • Подробная инструкция.
  • ​Методический проект с авторским дидактическим материалом (пособие) является средством профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. На основе практического опыта работы учителя-логопеда на логопункте при дошкольном образовательном учреждении разработан дидактический материал по формированию звуковой культуры у детей 3-4 лет в комплексе (лексико-фонетического планирования). В пособии предлагаются речевые игры и упражнения, которые формируют звуковую культуру речи (ЗКР) с целями, кратким описанием и методическими указаниями по перспективному планированию (ежемесячно и еженедельно в соответствии с заданной темой). Предлагаемая игровая форма материала позволяет педагогам творчески запланировать и реализовать процесс формирования ЗКР у младших дошкольников. Кроме того, игротека упражнений способствует повышению уровня мотивации детей и создает благоприятный эмоциональный фон при обучении. Дидактический материал можно использовать как в комплексе, так и отдельных его частей в зависимости от состояния речи детей. Материал адресован специалистам по речевому развитию, логопедам, воспитателям и родителям, заинтересованным в успешном развитии речи своих детей.
  • Планирование работы по воспитанию ЗКР осуществляется по календарно-тематическому плану, с учетом последовательного усвоения артикуляции звуков по онтогенетическому принципу (от гласных к губно-губным и губно-зубным согласным). Например, месяц - октябрь, тема недели "Игры и игрушки". Все разделы ЗКР на каждую неделю даны в таблице. Ежедневно можно использовать рекомендации по одному разделу или нескольким разделам с повторением. Приведем пример использования методики на одну неделю.
  • Понедельник. 1. Моторика артикуляционного аппарата. Упражнения для щек: "Веселый мяч", "Робот". Для нижней челюсти: "Покажи Айболиту горлышко", "Лодочку качает на волнах". Для языка: "Лопаточка", "Качели", "Лошадка". (Повторение в течение недели).
  • 6. Интонационная выразительность. Координация речи с движением, мелкая моторика. Игра "Посмотри на картинку и спой песенку". (цель, краткое описание, методические указания даны в пособии).​ Повторение в течение недели.
  • Вторник. 2. Речевой слух. Слуховое восприятие. Фонематический слух. Игра "Чудесный мешочек" (цель, краткое описание, методические указания даны в пособии).
  • Среда. 3. Речевое дыхание. Упражнение "Веселый клоун" (цель, краткое описание, методические указания даны в пособии).​
  • Четверг. 4. Закрепление артикуляции звука. Игра "Кормление куклы" (цель, краткое описание, методические указания даны в пособии).​
  • Пятница. 5. Правильный темп речи, сила голоса, высота. Игра "Успокой куклу" (цель, краткое описание, методические указания даны в пособии).​
  • Игры и упражнения организуются в одном семантическом поле, таким образом формируется не только звуковая культура речи, но и закрепляется, увеличивается количественно и качественно активный словарный запас, грамматические конструкции. Речь ребенка развивается в системе взаимодействия всех компонентов - лексика, грамматика, связная речь, образная речь. Такое сочетание дает большой эффект, заинтересовывает детей, воспитывает у малышей первоначальные навыки "языкового чутья".

Работа с воспитателями.

1. Беседа о значимости воспитания звуковой культуры речи.

2. Использование в работе традиционных и нетрадиционных средств и методов воздействия.

3. Популяризация проекта через СМИ.

4. Внедрение в практику новых технологий (интерактивные игры, интерактивная доска).

5. Тестирование.

Работа с родителями.

1. Консультирование.

2. Практикумы по освоению методов и приемов работы по воспитанию ЗКР.

3. Создание презентаций.

4. Мастер-классы для родителей по презентациям в вечернее время.

5. Пропаганда логопедических знаний.

6. Анкетирование.

Методическое обеспечение проекта.

Авторский дидактический материал с методическими рекомендациями -

«Формирование навыков звуковой культуры речи у детей 3-4 лет в едином семантическом пространстве».

 

Эффективность в реализации проекта.

Результаты диагностики детей.

Количество детей с тяжелыми нарушениями речи (низкий уровень)   за период с 2013 по 2016 гг. 

сократилось в среднем на  20%,

количество детей со средним показателем уровня речевого развития ( средний уровень) увеличилось на 25 %,

а количество детей с высоким показателем речевого развития  (высокий уровень) увеличилось на 30%.

Показатель эффективности – 25%.

Эффективность в реализации проекта. Родители.

Анкетирование родителей показало рост  заинтересованности

в процессе воспитания  звуковой культуры речи у детей 3-4 лет.

(с 30% в 2013-2014 гг. до 70% в 2015-2016 гг.).

Показатель эффективности - 40%.

 Эффективность в реализации проекта. Участники образовательного процесса (воспитатели).

Психолого-педагогическая  компетентность по результатам тестирования педагогов. 

Показатель эффективности – 30%.

   Таким образом, гипотеза проекта была доказана эмпирическим путем.

Участники проекта показали положительную динамику,

 средний показатель эффективности методического проекта составляет 32%. 

Целенаправленная и систематическая работа по развитию звуковой культуры речи формирует общую культуру личности ребенка, развивает коммуникативные навыки.    

   Активный словарный запас детей увеличился количественно и качественно, многие дети стали с удовольствием декламировать стихи и короткие рассказы.

Благодаря тесному сотрудничеству педагогов и родителей значительно возросла компетентность родителей в вопросах развития речи детей. В итоговых анкетах родителей отмечается динамика речевой активности детей, у "неговорящих" малышей появилась фразовая речь.

  • Совместная работа логопеда и воспитателей повышает уровень психолого-педагогической службы в МДОУ. Результатом работы стало желание детей посещать детский сад, чтобы снова поиграть со  сверстниками и воспитателями.