Дыхательная гимнастика
Вырасти хочу скорей, Добро делать для людей. И.П. Основная стойка.
1.Поднять руки вверх потянуться. Подняться на носки – вдох.
2. Опустить руки вниз. Опуститься на всю ступню (выдох).
Произнести «Ух!»
5 раз.
Гуси высоко летят,
На детей они глядят.
И.П. Основная стойка.
1 – наклон туловища в сторону ( вдох).
2 – руки опустить вниз со звуком «Га-а» (выдох).
4 раза.
Накачаем мы воды, чтобы поливать цветы.
И.п. – основная стойка.
1 – наклон туловище в сторону (вдох).
2 – руки скользят, при этом громко произносить звук С-с-с (выдох).
10 раз.
В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
В первые месяцы обучения взрослый сам проговаривает текст, дети произносят только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст самостоятельно. В специально подобранных стихотворениях, песнях, считалках, диалогах автоматизируются поставленные звуки, закрепляется лексический материал и т.д. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания.
В предложенном ниже комплексе упражнений использованы элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и системы развития дыхания, разработанной отечественными физиологами В.В. Васильевой, Ю.С. Василенко, В.П. Морозовым; методики развития речевого дыхания у детей с речевой патологией (М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, В.И. Рождественская, В.И. Селиверстов); стихотворный материал для развития речи детей дошкольного возраста (Н.В. Новотворцева, Н.А. Маранова).
Формирование диафрагмального дыхания.
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой).
После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).Стихотворный текст произносит взрослый, а дети выполняют нужные действия.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем;
Шарик лопнул - выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку - вдох. Вернуться в исходное положение — полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо.
Наклон влево, наклон вправо.
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох - легко надавливать руками на ребра, в конце вдоха - руки в стороны, выдох - надавливать руками на ребра.
Щука в омуте жила,
Воду щеткою мела.
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.
Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед - полный выдох (живот втягивается).
Долго дятел дуб долбит (руки вперед вверх),
Клювом дятел дуб долбит (руки вниз назад):
Тук, тук, тук, тук, тук, тук (руки вперед, вверх),
Пауков найдет он тут (руки вниз назад)-
Я подую далеко
(руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко
(руки положить на грудь и подуть на них).
Во время ходьбы на месте - руки вверх - вдох, опустить руки - выдох.
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки.
По камушкам, по камушкам.
В ямку — бух! (Присесть.)
Выполняется стоя.
Произвести короткий, спокойный вдох через нос – задержать на 2-3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный вы- дох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнении; вдох через нос — выдох через нос, вдох через рот — выдох через нос, вдох через рот — выдох через рот. Носом вдох, а выдох ртом (соответствующие движения):
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте не спеша,
Как? Покажем малышам.
Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко
(руки поднять вверх, встать на носки, подуть).
Я подую низко
(руки перед собой присесть и подуть).