Дополнительная программа
художественно-эстетической направленности для вокально - театральной студии
«Мозаика»
Бирюкова Е.В., Сенич А.Н.
Дополнительная программа художественно-эстетической направленности для вокально - театральной студии «Мозаика».
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности. Весь процесс обучения построен на игровом методе проведения занятий, так как он придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности воспитанника, его неповторимой индивидуальности.
Предназначена для музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста, в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
Пояснительная записка
В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская и др.)
Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии:
• художественное образование и воспитание детей;
• формирование эстетического вкуса;
• нравственное воспитание;
• развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
• воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• создание положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
- снятие, по возможности, всех стрессовых факторов;
раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности; - развитие реальных мотивов:
- игра и обучение не должны быть из-под палки;
- внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
- внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное
эмоциональное наслаждение.
Содержание программы.
Программа игровых занятий студии «Мозаика» ориентирована на всестороннее развитие личности воспитанника, его неповторимой индивидуальности. Театрализованная деятельность позволяет формировать у детей опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость…). Благодаря сказке воспитанник познает мир не только умом, но и сердцем. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно эта способность ребенка позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театральная деятельность помогает воспитаннику решать многие проблемы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Программа предусматривает также блок игр и упражнений, направленных на развитие саморегуляции детей. Это упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная гимнастика, двигательные упражнения, которые могут поводиться в любой части занятий. Главная цель данных упражнений — включение всех участников в работу, снятие усталости и напряжения.
Игровые занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, театральная деятельность требует от воспитанников решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера; развивается умение комбинировать образы, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей воспитанников, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат воспитанника. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Воспитанники становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Таким образом, игровые занятия театральной деятельностью помогают всесторонне развивать ребенка, позволяют ему вступать в контакты с детьми из других групп, с взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества детей и взрослых.
Новизна программы состоит в том, что в ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности. Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.e. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.). Происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры (активность и самостоятельность в выборе содержания игр, творчество). Ребенку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол «живой рукой», тростевых кукол.
Отличительные особенности программы:
• комплексный характер;
• взаимосвязь театральной деятельности с музыкальным воспитанием и обучением дошкольников;
• практическая направленность;
• социальное партнерство с родителями.
Задачи программы:
- Последовательное знакомство детей с различными видами театра (кукольного, драматического, музыкального, народного).
- Поэтапное освоение воспитанниками различных видов творчества по возрастным группам.
- Совершенствование вокальных и артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в ДОУ и жизни.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся два раза в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятий определена на основе требований СанПиН и составляет:
- с детьми среднего дошкольного возраста – 20 - 25 минут,
- с детьми старшего дошкольного возраста - 25 - 30 минут.
Форма проведения занятий – групповая. Группы состоят из 12 -15 человек.
Содержание работы включает в себя:
- игры – драматизации,
- разыгрывание сказок и инсценировок,
- упражнения по формированию выразительности (вербальной, невербальной),
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
- вокал
Диагностическое обследование театрализованной деятельности детей дошкольного возраста студии «Мозаика» проводится в начале и конце года.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля (приложение таблица 1).
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности дошкольников. (приложение таблица 2)
В приложении представлены творческие задания для диагностики уровней развития умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности (приложение творческие задания 1-3).
Прогнозируемые результаты:
• повышение уровня общей культуры;
• приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;
• развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;
• формирование базовых психологических качеств (самостоятельность, уверенность, эмпатия, толерантность), потребности в самопознании и саморазвитии, культуры общения и поведения в социуме.
Как результат работы вокально-театральной студии в ДОУ дети готовят к постановке сказки, рассказы, театральные этюды, которые показывают для детей, родителей, сотрудников ДОУ на праздниках, утренниках, развлечениях.
Продолжение – по ссылке