Дополнительная образовательная программа
"ЧИТАЙКА" - обучение детей 5-7 лет грамоте,
освоению начальных навыков чтения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.
Освоение начальных навыков чтения начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.
Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Освоение начальных навыков чтения, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.
Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Главная задача работы по обучению грамоте и начальным навыкам чтения дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.
Обучение грамоте и начальным навыкам чтения предполагает научить детей на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Актуальность: овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, освоения навыков первоначального чтения, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка.
Планирование данной образовательной программы составлено на основе «Программы обучения детей грамоте в игровой форме» И. А. Быкова с учетом возраста дошкольников. А также учитываются положения примерной основной общеобразовательной программы "Детство".
Целью данной Программы является построение системы обучения грамоте, освоению начальных навыков чтения дошкольников в возрасте 5 - 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:
- Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.
- Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – начальным навыкам чтения.
- Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
- Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.
- Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.
Процесс обучения грамоте, освоения начальных навыков чтения строится на общедидактических и специфических принципах:
- принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала (от простого к сложному);
- принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
- принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
- онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Программа предназначена для детей 5 – 7 лет.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения.
Ожидаемые результаты программы:
Умение детей работать с полным составом звуков и букв русского языка.
Обученность дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – начальным навыкам чтения.
Умение детей понимать различия и особенности звуков и букв.
Развитые мыслительные процессы, способность слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
Развитая мелкая моторика (руки, подготовленные к написанию букв).
Полный текст программы – по ссылке