Артикуляционная гимнастика 

«Язычок на прогулке».

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.

«Ёжик» и «Цветы»

Описание упражнения: совершать круговые движе­ния языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

У меня в иголках шёрстка

И в норе запасов горстка.

Лучше ты меня не трожь!

 Я - колючий серый ёж

Изображение 076      Изображение 086         

«Футбол»

Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Изображение 093         
Во дворе народ толпится.

Там идёт футбольный матч.

И вратарь наш,

Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

Потому что наблюдает

За игрою из окна

Катерина

Всякий знает: Генке нравится она.

«Качели».

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

        

Сели дети на качели

 И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

 

«Индюк»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была...

Я - индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

 

«Месим тесто»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, по­кусать язык зубами ~ та-та-та...; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя.,.; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
 


   

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

 После скалку мы возьмём,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять

-Не пора ли вынимать?

 

«Блинчики».

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

 Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

 
   

   

 

«Слоник пьет водичку».

Изображение 087

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть впе­рёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (по­том до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

«Лягушки».

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомк­нутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исход­ное положение. Повторить 3-4 раза.

Изображение 073

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки

-Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем.

 

 

«Лягушка» и  «Слоник пьет водичку». Динамическое упражнение.

Описание упражнения: на «раз» - улыбнуться, пока­зать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положе­нии; на счет «два» - сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка - слоник» под счёт «раз-два». Повторить 5-6 раз.

 

                

Раз - лягушка с толстым брюшком,

Два - большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке,

Посадив её в кадушку,

Как под душем, ту лягушку

Поливал из шланга он.

 

«Бегемотики» или «Открываем окошки».

Изображение 074

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот

-Отдыхает бегемот.

Изображение 094

 

«Змейка».

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, за­тем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Изображение 090

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

 

«Лошадка».

      

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я - весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко

-Стук копыт услышишь звонкий. 

 

«Чашка».

     

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не про­лился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, по­том до десяти. Повторить 3-4 раза.

 

«Грибок».

          

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медлен­но пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язы­чок «присасывается» к нёбу.

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

 

«Маляр».

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

Изображение 084     

Я сегодня утром встал

И посёлок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

 

«Парус».

     

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альве­олы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком поло­жении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

 

Лодочка под парусом по реке плывёт,

На прогулку лодочка малышей везёт

 

«Киска сердится»

                

Описание упражнения: язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 р

Выгляни в окошечко

-Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула,

 Зашипела, прыгнула...

Рассердилась киска

-Не подходите близко!

 

«Дятел».

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д...». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук

-Раздаётся громкий звук.

Изображение 095 

 

«Гармошка».

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (смотри упражнение «Гриб» на с. 34). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

Изображение 070

 

«Заводим мотор».

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын...» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повто­рять в течение 5-10 секунд.

2. А теперь давай заведём мотор вот так: «ДЫН - дын, дын; ДЫН - дын, дын...» (вы­деленный слог надо произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофёр,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

Ну, давай поможем зайке:

Заведём скорей мотор.

И до солнечной лужайки

Довезёт его шофёр.

По ухабам серый зайка

-«Дын-дын-дын» - летит вперёд,

И успеет на лужайке

Прополоть он огород.

 

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики Составите…

 

 

 

«Чистим зубки».

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (вле­во-вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

2. После того как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем!

Описание упражнения: рот закрыть, имитировать полоскание рта.

Умылся Язычок и пошёл спать.

Зубки нужно чистить дважды:

Изображение 078

Каждое утро и вечер каждый.

 

«Расческа»

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами, «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне причёска.

А зовут меня... (расчёска).

 

Изображение 096,Изображение 096 


 

«Шарики»

Описание упражнения: надуть одну щёку - сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

Изображение 071

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик.

Не беда!

Новый шар надую я.

 

«Часики».

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Изображение 092

 

«Вкусное варенье».

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кру­гу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повто­рить 4-5 раз.

2. Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали?
Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это ва­ренье слижем.

Изображение 075

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

Блин мы ели с наслажденьем

-Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

 

«Комарик»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широ­ко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (аль­веолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

Изображение 083

Прилетает по ночам,

Не даёт заснуть он нам:

 Зло звенит, над ухом вьётся,

Только в руки не даётся.

 

 

                                                   

 

                                                                                                                   

                                                                                                   

 

 

 

 


 

Организация и проведение артикуляционной гимнастики.

Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык,  губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, их способности перестраиваться и работать координировано. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. При произнесении различных звуков речевые органы ( язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо) занимают строго определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим и органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое.

Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

Артикуляционная гимнастика – основа формирования речевых звуков ( фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы.

Вначале формируются грубые, диффузные движения  упражняемых органов. По мере их усвоения переходят к выработке более дифференцированных тонких движений. Сначала  нужно рассказать об упражнении, используя игровые приёмы, затем показать выполнение упражнения.  Ребёнок  выполняет упражнение перед зеркалом, а взрослый проверяет правильность выполнения. Упражнения должны быть целенаправленными: неважно их количество, важны правильный подбор и качество их выполнения. Необходимо научить ребёнка отработать чистоту, чёткость движений, их плавность, силу, темп, точность движений при смене одного другим, что особенно важно при произношении слогов, слов в спонтанной речи. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго. Переключение к другому движению и положению должно совершаться плавно и быстро. Таким  образом, требуется выработать умение точно принимать требуемую позу, удерживать её, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую, выполнять движение в нужном темпе.

Нужно идти от простых упражнений  к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом. После того как ребёнок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка. С помощью наводящих вопросов взрослого ребёнок определяет, что делает его язык (губы), где  находится язык, какой он -  широкий, узкий) и т.д. Это вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2-3 раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной для каждого ребёнка. В ходе занятия из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети, две трети остаются для повторения. Если  какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, новое упражнение не вводится.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляционного аппарата, постепенно напряженность исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребёнку,  что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнения упражнения. Длительность проведения артикуляционных упражнений и их дозировка зависят от компенсаторных возможностей самого ребёнка, характера и тяжести речевого нарушения. Выполнение  упражнений требуют больших энергетических затрат, усилий, времени  и терпения. Эффективность работы по совершенствованию артикуляционной моторики определяется активностью самого ребёнка, его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособностью.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

-  улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

-  улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. – М., 1989, с. 48

2.    Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989, с.27, 102,120.

3.    Логопедия./Под ред. Л.С. Волковой. – М.,1989, с. 81.

4.    Новоторцева Н.В. Тетрадь по развитию речи. Пособие для воспитателей, логопедов, родителей. – 1998.