Рецензия на методическое пособие

учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Огонек» г. Надыма» Сенич Анны Николаевны

«Формирование навыков звуковой культуры речи у детей 3-4 лет в едином семантическом пространстве перспективного планирования».

    Методическое пособие адресовано специалистам по речевому развитию, логопедам, воспитателям и родителям. В ходе работы над практическим материалом автором был проведен анализ литературы по теме «Теоретические основы методики развития речи дошкольников», что позволило определить основные направления в организации деятельности по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

     Правильное воспитание звуковой культуры речи в младшем дошкольном возрасте позволяет сократить количество речевых патологий, способствует развитию инициативной и самостоятельной личности ребенка. Таким образом, по мнению автора методики проблема воспитания звуковой культуры речи во взаимосвязи с лексической и грамматической стороной речи представляется актуальной и необходимой для дальнейшего исследования и совершенствования.

   Данный материал апробирован в течение трех лет совместной работы логопеда и воспитателей младших групп. Предлагаемая работа является средством профилактики  речевых нарушений до их возникновения и практическим помощником в процессе коррекции незначительных отклонений речевого развития детей - дошкольников младшего возраста.

   Опираясь на теоретические положения методологической базы по  формированию звуковой культуры речи у дошкольников, автор предлагает фонетико-семантический  принцип подачи материала. В пособии представлено перспективное понедельное годовое фонетико-семантическое планирование, которое способствует  развитию всех компонентов  звуковой культуры речи: голосового аппарата, речевого слуха, подвижности речедвигательного аппарата, речевого дыхания, темпа, ритма речи, интонационной выразительности, дикции. Усвоение норм правильного произношения звука рекомендовано проводить в три этапа: подготовка артикуляционного аппарата, уточнение артикуляции, закрепление звука в соответствии с методикой развития речи дошкольника и коррекционной педагогики. Особенностью данной методики является работа по формированию звуковой культуры речи, синтезированная лексической и фонетической организацией речевого пространства.

    Следует отметить, что дидактический материал представлен в игровой форме, упражнения достаточно просты и предполагают активную практическую и экспериментально-творческую деятельность детей, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в развитии целевых ориентиров дошкольников. (ФЗ «Об образовании», раздел 4, п.4.6)   

   Все игры и упражнения в пособии даны с описанием цели, кратким содержанием и методическими указаниями. В  основе предложенного дидактического материала лежат главные принципы дидактики: переход от простого к сложному, системность. При распределении материала в работе над звуками учитывался онтогенетический принцип (от гласных к губно-губным (М,П,Б), губно-зубным (Ф,В) согласным).

   Предлагаемая методика работы имеет положительную динамику и может быть рекомендована к публикации