Педагогический проект: «Детская журналистика как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Автор проекта: учитель-логопед Сенич Анна Николаевна
Паспорт проекта
Актуальность проекта |
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Дошкольники затрудняются или не умеют:
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества. В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности. Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме. «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А.Сухомлинский
|
Инновационные идеи проекта |
Использование в образовательной деятельности инновационных технологий: Детская журналистика. Организация проектной деятельности. Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста. Мозговой штурм. Информационные компьютерные технологии. |
Потенциальные заказчики и потребители |
Дети Родители |
Разработчики проекта |
Учитель-логопед 1 категория Сенич Анна Николаевна |
Тема проекта |
Детская журналистика как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста. |
Цель |
Формирование культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую деятельность. |
Задачи |
Формировать, актуализировать и обогащать субъективный опыт дошкольников. Целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий. Научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности. Научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами. Развивать способность к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов. Использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас. Учить проявлять доверие и толерантность во взаимодействии; формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца. Воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров. |
Основные направления проекта |
Познавательный блок 1.Подбор и переработка художественной, публицистической, познавательной литературы по изучению журналистики. 2.Знакомство с профессиями: журналист, редактор, оператор и т.д.; с жанрами и понятиями журналистики через организацию исследовательской образовательной деятельности. 3.Экскурсии в типографию, редакцию газеты, встреча с журналистами, фоторепортёрами, редакторами. 4.Создание условий: организация пресс-центра в группе, мини-музея журналистики. 5.Обучение проведению интервью с разными людьми, умению вести себя раскованно и свободно.
Продуктивный блок Подготовка и выпуск репортажа Подготовка к выпуску газеты Определение темы, названия газеты, её рубрик, назначение ответственных исполнителей за выпуск номера. Производство газеты Сбор и обработка материала, его оформление. Анализ вышедшего номера и составление плана выпуска следующего номера газеты |
Предполагаемые результаты (показатели) |
Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня речевой, познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ. |
Сроки и этапы реализации проекта |
Проект долгосрочный. Организационный этап:
Основной этап:
проекта;
Заключительный этап:
|
Мониторинг |
Для того чтобы оценить результаты работы по проекту будет проделана следующая работа:
|
Название проекта: «Детская журналистика как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Категория проекта: педагогический.
Вид проекта: познавательно-эмпирический.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь – май).
1.Постановка проблемы
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Дошкольники затрудняются или не умеют:
- ставить перед собой цели в соответствии с гипотезой;
- формулировать гипотезы;
- анализировать проблемные ситуации;
- самостоятельно находить пути и способы решения проблемы;
- действовать вместе с другими;
- добиваться конечного результата и т.д.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А.Сухомлинский
2. Цель проекта:
Формирование культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую деятельность.
3.Задачи:
Формировать, актуализировать и обогащать субъективный опыт дошкольников.
Целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, замечать общее и частное, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий.
Научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности.
Научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами.
Развивать способность к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов.
Использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.
Учить проявлять доверие и толерантность во взаимодействии; формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.
Воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.
4. Этапы внедрения проекта:
Организационный этап:
- определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;
- предварительная работа по сбору информации;
- подготовка анкетирования родителей.
Основной этап:
- инновационная образовательная деятельность с детьми, педагогами и родителями;
- исследовательская деятельность;
- работа с родителями по взаимодействию в рамкахпроекта;
- организация кружковой деятельности.
Заключительный этап:
- систематизация собранного материала по теме;
- анализ проведённой деятельности; организация пресс-центра и еженедельный выпуск газеты.
5. Календарь внедрения проекта
Организационный этап
- Просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий о журналистике.
- Сбор материалов по данной теме.
- Круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей).
- Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.
- Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.
Основной этап
Работа с детьми
Образовательная область |
Формы и методы работы |
Сроки |
Познание |
|
В течение года
В течение года.
В течение года
Ноябрь
В течение года.
Май |
Коммуникация |
|
В течение года
|
Чтение художественной литературы |
|
В течение года
Март
Апрель |
Социализация |
«Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Угадай, о чём спросили», «Угадай о ком я говорю» и другие. 4.Творческая игра «Какие предметы делают жизнь журналиста удобной? |
В течение года
|
Музыка |
|
В течение года
Апрель |
Художественное творчество |
|
В течение года
|
Безопасность |
Издание репортажей по правилам безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. |
В течение года
|
Здоровье |
Проведение пальчиковых, дыхательных, глазных гимнастик, массажей, релаксаций, коррекционных упражнений с учётом темы проекта. |
В течение года
|
Труд |
|
В течение года
|
Работа с родителями воспитанников
№ |
Формы и методы работы |
Сроки |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
11.
|
Беседы с родителями с целью выявления знаний по теме проекта. Круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей). Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки (информация в течение года изменяется). Участие в творческих городских и всероссийских конкурсах в соответствии с тематикой репортажа. Творческий марафон семейных газет в рамках тематических недель. Художественная мастерская: помощь в оформлении репортажей на темы «Правила пожарной безопасности», «Природа задыхается – опомнись человек!», «Город будущего» и другие. Домашняя игротека «Игры по журналистике». Встречи с представителями различных профессий. Участие в сборе материалов для мини-музея.
Режиссёрская игра «Говорит и показывает «Огонек»» (совместно с детьми). |
Сентябрь
В течение года
В течение года.
Май |
Работа с педагогами
№ |
Формы и методы работы |
Сроки |
1.
2.
3.
5.
6.
|
Предоставление опыта работы «Детская журналистика как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»». Викторина «Журналистика – целая наука». Сообщение из опыта работы «Исследовательские умения и навыки».
Консультации: «Профессия – журналист», «Роль детской журналистики в развитии ребёнка» и другие. Семинар – практикум «Игры по журналистике». |
Апрель
Ноябрь
Декабрь
Ноябрь
Декабрь
|
Заключительный этап
- Торжественное открытие мини-музея по журналистике.
- Проведение выставки для родителей и педагогов на тему «Мы – журналисты!» (дети проводят сами).
- Организация пресс-центра.
- Выпуск журнала «Огонек».
6. Предполагаемые результаты:
Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня речевой, познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ.
7. Механизм оценки результатов:
Для того, чтобы оценить результаты работы по проекту будет проделана следующая работа:
- Анализ работы по плану.
- Самоанализ педагога.
- Оценка практической значимости проекта.
8. Перспективы работы:
Продолжить работу по изданию журнала «Огонек»; пополнять мини-музей новыми экспонатами; организация кружка в рамках детского сада «Юный корреспондент».
Информационное обеспечение проекта .
1. Васильев С.Л. Выпуск малоформатной газеты. Методическое пособие для студентов факультета журналистики и сотрудников редакций местных газет. Свердловск: издательство Уральского университета, 1990.
2. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии. - М.: Наука, 2007. 3. Вовк Е.В. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2004г.
3. Гонне Жак. Школьные и лицейские газеты. Пер. с франц. – М.: ЮН ПРЕСС, 2000.
4. Гуревич С.М. Номер газеты. - М., 2002.
5. Гуревич С.М. Планирование работы в редакции. - М., 1979.
6. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. - М.: 5 за знания, 2005.
7. Дзялошинский И.М., Никитин М.Н. Деловые игры в журналистском кол- лективе. - М, 1990.
8. Козак О.Н. Игры с карандашом и бумагой. – СПб.: Издательство «Союз», 2000.
9. Курбанов Г.С. Умные игры для детей и их родителей. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
10. Легкое перо. Пособие для начинающих журналистов. - Нижний Новгород: Арабеск, 2000.
11. Мыльникова Л.В., Мыльников А.В. Учебная программа «Основы фото журналистики». - Трёхгорный, 2002.
12. Павлова Г.Д. «Журналина» собирает друзей. Информационно-справочный сборник. – Еманжелинск: ОАО «Еманжелинская городская типография», 2007.
13. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М., 2000.
14. Универсальный словарь по русскому языку. – СПб.: ИГ «Весь», 2009.
15. Шкопоров Н.Б. Как психологически правильно брать интервью. - М., 1990.
16. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. - М., 2001.
17. Кашлева Н.В. «Пресс-клуб и школьная газета. Занятия, тренинги, портфо лио». - Волгоград, 2009 г.
18. Познавательный журнал для девочек и мальчиков «Профессия- журналист», ЗАО «Аргументы и факты»
19. «Игры на каждый день с тинейджерами». Сибирское университетское из дательство, Новосибирск, 2007 год.
20. Цымбало С. «О детях, лете и газете» - М.,1997.
21. Астахов А.П. (ответственный за выпуск). Первая энциклопедия юного знатока. – Мн.: «Современное слово»,2001.
22. Козак О.Н. Игры с карандашом и бумагой. – СПб.: Издательство «Союз», 2000.
23. Кузин Евгений (редактор-составитель). Прописные истины для начинаю щих журналистов. Справочник. – Москва: Агентство ЮНПРЕСС, 1994.
24. Кузин Е.Ю., Кулакова Н.Л. Твой друг – газета. - М.: Юнпресс, 1997.
25. Курбанов Г.С. Умные игры для детей и их родителей. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
27. http://www. ya.ogonek2010@mail.ru
28. http://www.ogonek-nadym.ru