Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.

Данная педагогическая технология соответствует основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

  • концептуальность; 
  • системность; 
  • управляемость; 
  • эффективность; 
  • воспроизводимость.

Первым методологическим требованием является:

  • концептуальность (опора на научную концепцию, актуальность).    

      Данная технология в первую очередь руководствуется научными принципами теории и методики дошкольного образования, логопедии, специальной психологии, лингвистики.

Своевременное формирование словообразовательной компетенции ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.

     Обогащение речи ребенка дошкольного возраста сложными грамматическими конструкциями (словообразовательными, синтаксическими) важно по двум причинам. Во-первых, богатство индивидуальной речи дошкольника – это залог развития интеллекта, его мыслительного компонента. Во-вторых, разнообразие грамматических конструкций одновременно предусматривает правильность речи, а правильность – это первое условие культуры речи, поскольку только через правильность речи, можно совершенствовать точность, уместность, целесообразность коммуникации.

     Проблемы формирования словообразовательных навыков у дошкольников рассматривались в исследованиях А.Н. Гвоздева, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,  Н.С. Жуковой, Г.И. Жаренковой,  Л.Ф. Спировой, Т.В. Тумановой и др.

     В логопедии практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи (ОНР), так или иначе, отмечали недостаточные возможности  детей  в образовании новых  слов (Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина,  Т.В. Туманова и др.). Эти сведения носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных наименований. На этой основе были определены некоторые направления и отдельные приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (Н.С. Жукова, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В то же время исследования по данной проблеме не носили системного, глубокого характера. Так, не предпринималось специальных исследований, направленных на всестороннее изучение становления процессов словообразования у детей с недоразвитием речи, на выявление у них специфических трудностей в протекании этих процессов.

     Таким образом, актуальность работы определяется тем, что в последние десятилетия в психолингвистических и лингвистических исследованиях подчеркивается особая роль усвоения процессов словообразования для нормального развития устной речи детей дошкольного возраста. Доказано, что от полноценного овладения способами словообразования зависит не только состояние лексической системы языка, но и развитие языковой компетенции детей и их  речевой коммуникации в целом.

     Вторым  методологическим требованием педагогической    технологии  является:

  • системность (логика, взаимосвязь частей, целостность).

            Весь комплекс упражнений систематизирован (в соответствии с методикой формирования способов словообразования у дошкольников – система закрепления в использовании грамматических средств).

         Упражнения проводятся в логической связи с тематикой недели и перспективным планированием. Каждый еженедельный новый лексический материал  ориентирован на тему.

     Следующим  методологическим требованием педагогической      технологии  является:

  • управляемость (поэтапная диагностика, планирование, варьирование средств  и методов), предполагающая цели, задачи, методы, способы.

Целью данной технологии является -  сформировать словообразовательные навыки у старших дошкольников.

  •  
  1. Изучить особенности словообразования  у дошкольников. Диагностика (сентябрь 2014; май 2015; сентябрь 2015; май 2016)
    1. Разработать  комплекс логопедических упражнений, направленный на формирование словообразования у дошкольников.
    2. Апробировать технологию.

4.                            Выявить эффективность проведенной работы.

Методы технологии:

1. теоретический: анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, педагогической, методической литературы по теме;

2. организационные: а) сравнительный, б) комплексный;

3. эмпирические: а) наблюдение, б) метод диагностических заданий (тестирование, беседа); в) психолого-педагогический (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент);

4. методы количественно – качественного анализа полученных данных: а) математический, б) описательный.

Поэтапная диагностика. Сравнительные данные по результатам диагностики: норма и результативность в усвоении словообразовательных конструкций у старших дошкольников двух групп: «А»  и «Б»  МДОУ «Детский сад  «Огонек»г. Надыма».

       I период.  Сентябрь – май. (Старшая группа «А», старшая группа «А»).

Сентябрь 2014 год.

Старшая группа «А». Формирование способов словообразования.

Рис 1. Результаты исследования. Сентябрь 2014 года. Старшая группа «А».

Сентябрь 2014 год. Старшая группа «Б». Формирование способов словообразования.

Рис.2. Результаты исследования. Сентябрь 2014 года. Старшая группа «Б».

   Уровень сформированности способов словообразования у старших дошкольников составляет 15 % в сентябре 2014 года.

Май 2015 год. Старшая группа «А». Формирование способов словообразования.

Рис. 3. Результаты исследования. Май 2015 год. Старшая группа «А».

Май 2015 год. Старшая группа «Б». Формирование способов словообразования.

Рис. 4. Результаты исследования. Май 2014 год. Старшая группа «Б».

Уровень сформированности способов словообразования у старших дошкольников составляет 40 % в мае 2015 года.

 II период.  Сентябрь 2015 год – май  2016 год. (Подготовительная группа «А», подготовительная группа «Б»).

 Сентябрь 2015 год. Подготовительная  группа «А». Формирование способов словообразования.

Рис. 5. Результаты исследования. Сентябрь 2015 год. Подготовительная группа «А».

Сентябрь 2015 год. Подготовительная группа «Б». Формирование способов словообразования.

Рис. 5. Результаты исследования. Сентябрь 2015 год. Подготовительная группа «Б».

Уровень сформированности способов словообразования у детей подготовительных групп составляет 40 % в сентябре 2015 года.

Май 2016г. Подготовительная группа «А». Формирование способов словообразования.

 

Май 2016. Подготовительная группа «Б». Формирование способов словообразования.

Уровень сформированности способов словообразования у старших дошкольников составляет  65% в мае 2016 года.

          

Сравнительные данные:  сентябрь 2014 – май 2016.

     Таким образом, количество детей с высоким уровнем сформированности процессов словообразования увеличился на 30%, количество детей со средним уровнем увеличилось на 40%;  показатель с низким уровнем усвоения словообразовательных конструкций снизился на 70%.  Высокий показатель эффективности сформировался в результате последовательной, запланированной и систематической работы. Способы выполнения упражнений изменялись в зависимости от ситуации общения ( дидактическая игра, дидактическая игрушка, театрализованное действие, подвижная игра, элементы сюжетно-ролевой игры, режиссерской игры). Для повышения познавательного интереса к дидактической задаче были рекомендованы и использовались различные педагогические приемы:

        1) создание воображаемой ситуации (например,

-  Представьте, что вы строители и вам нужно построить дом из кирпича. Какой вы построите дом? - кирпичный и т.д.);

       2) создание игровой ситуации - (например, поможем маме назвать детенышей - Ушастик, Пушистик, Бегунок и т.д.);

       3) использование художественного слова для закрепления словообразовательных навыков ("Найди слова-родственники"):

  • птицы прилетают весной,

Их прилёт предвещает лето.

  • от нас осенью, перед зимой,

Они долго зимуют где-то. [34, с.65];

4) прием хорового проговаривания правильной языковой формы;

5) прием использования игрового оборудования (мяч, кегли, дидактическая кукла, конструктор и т.д.);

6) прием имитации движений (например, при образовании приставочных глаголов);

7) использование интонации и выразительности, звучности речи логопеда  как образец для подражания;

8) сюрпризный момент (например, если назвать правильно детеныша животного, то появится малыш (картинка или игрушка) - корова - теленок);

9) использование ситуации преодоления препятствия ( прошагай, дойди до цели с помощью прыжков, следов и т.д. правильно называя, например, причастия - приносящий, лежащий, захватывающий и т.д.;

10) введение игрового персонажа (кукла, игрушка, бибабо и т.п);

11) театрализованная игра, этюд (от лица героев, диалог)

Использование данной технологии предполагает творческую свободу в выборе средств при подаче дидактического материала.

     Важнейшим  методологическим требованием педагогической       технологии  является:

  • воспроизводимость (воспроизведение  педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях).

    Практическая значимость технологии определяется  возможностью использования полученных в исследовании данных в практической деятельности психолога, логопеда. Использование предложенных рекомендаций в логопедической практике и в педагогической деятельности  воспитателя. Даная технология была использована в работе воспитателей старших и подготовительных групп МДОУ «Детский сад «Огонек» г. Надыма».  Дидактический материал  публиковался в СМИ (http://www.maaam.ru, www.kids.covenok.ru). Игры и упражнения по лексическому планированию получили призовые награды в интернет конкурсах:

I место - V Всероссийский конкурс «Таланты России» (май 2014 ),

III место – XI Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» (январь 2015, T11RU – 4298, www.talantoha.ru),

III место – Всероссийский творческий конкурс «Рассударики» (апрель, 2015, RASS -72520,rassudariki.ru),

II место – Всероссийский конкурс для педагогов «Россыпь жизни и добра» (январь 2015, ПД №001884, Российское сетевое издание «Талант с колыбели» (tal-s-kol.ru),

II место – Всероссийский конкурс «Медалинград – апрель 2015» (апрель 2015, MO415RU – 188, www.medalingrad.ru),

III место – Международный конкурс для детей и педагогов «Интербриг» (март 2016, ИБ -13308, interbrig.ru),

статус победителя в  конкурсах публикаций на сайте МААМ.RU (http://www.maaam.ru).

Весь дидактический материал был презентован (в разных формах – защита проекта, мастер-класс, НОД) на районном конкурсе педагогического мастерства  г. Надыма 2014 (результат – «Победитель» конкурса).