НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Насекомые»



Анна Сенич 


НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Насекомые»

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

Тема: Актуализация словаря в семантическом поле: «Насекомые».

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по лексической теме «Насекомые», совершенствовать навыки слогового деления и звукового анализа и синтеза.

Обучающие задачи: развитие интеллектуальных функций (внимания, памяти, мышления, зрительного и пространственного гнозиса и праксиса, развитие связной речи при составлении описательного рассказа по опорным картинкам.

Развивающие задачи: совершенствование навыков словообразования, актуализация словарного запаса по теме «Насекомые», формирование семантических связей в синтаксических единицах (словосочетание, предложение, закрепление синтагматических связей в предложениях с предлогами, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, закрепление умений делить слова на слоги.

Воспитательные задачи: формирование умений свободного высказывания по данной лексической теме, развитие коммуникативных навыков, стимулирование и активизация речевого процесса.

Коррекционные задачи: закрепление правильной артикуляционной позиции звука Ж, развитие силы и высоты голоса, профилактика оптической дисграфии, закрепление умений слогового деления, формирование навыков звукового анализа и синтеза, закрепление грамматического значения словоформы при образовании новых слов (сложных прилагательных, согласование в парадигме рода, числа и падежа существительных с прилагательными, закрепление семантики предлогов на вербальном и невербальном уровне (наглядно-образное и словесно-логическое мышление, актуализация предиката в данном семантическом поле (парит, плетет, ворчит, скачет, стрекочет и т. д., развитие связной речи с опорой на зрительные символы.

Оборудование: картинки с изображением насекомых, теневые картинки, слоговые дорожки и звуковые символы, опорные схемы для составления описательного рассказа о насекомом, цветовые образцы.

1. Оргмомент.

Звучит пчелиное жужжание на магнитофонной записи.

Логопед: Ребята, что вы сейчас услышали? Правильно, это жужжание пчелы. К нам в гости прилетела пчелка. Ее зовут Жу-жу.

2. Сообщение темы. Развитие силы и высоты голоса.

А как вы думаете, зачем к нам прилетела пчела?

Ответ детей: Потому что на этой неделе мы изучаем насекомых.

Логопед: Сегодня мы с вами должны показать пчелке, как много мы узнали о насекомых. Покажем, ребята?

Скажите, как вы догадались, что звучала песенка пчелы? На какой звук похоже жужжание пчелы?

Дети: На звук Ж.

Логопед: Давайте покажем пчелке, как мы красиво научились произносить звук Ж. Для этого мы должны превратиться в маленьких пчелок и начать жужжать очень тихо. (Дети жужжат.) А сейчас зажужжал целый улей взрослых пчел. (С силой голоса произносится звук Ж).

Послушайте, ребята, как Настя научилась красиво произносить звук Ж.

3. Развитие интеллектуальных функций (внимания и памяти, зрительного гнозиса) на предмете грамматических категорий (закрепление грамматического значения при согласовании в парадигме: род, число и падеж существительных с прилагательными). Образование сложных прилагательных.

Логопед: Наша гостья приготовила вам игры и задания. Скажите, каких насекомых вы знаете? Пчела, муха, комар, кузнечик и т. д. Посмотрите на насекомых. (Показываются образцы насекомых белого цвета). Как вы думаете, чего не хватает на этих картинках?

Дети: Цвета.

Логопед: Давайте поиграем в игру «Подбери цвет насекомому». Мы становимся художниками, берем в руки краски и начинаем мысленно раскрашивать насекомых.

Логопед показывает насекомое, а дети должны поднять нужный цвет. Например, кузнечик. Дети поднимают зеленый цвет и отвечают:

Кузнечик зеленого цвета.

Божья коровка.

Дети поднимают два цвета: красный и черный.

Ответ: Божья коровка красно-черная или божья коровка красно-черного цвета и т. д.

4. Развитие слоговой структуры слова.

Логопед: А сейчас, ребята, Пчелка желает посмотреть, как вы научились делить слова на слоги. Я буду показывать вам картинку, а вы разделите слово на слоги и покажите свой ответ.

Игра «Раздели слова на слоги».

Используются три приема - с помощью хлопков, с помощью рта, с помощью ног. Когда дети убедились в своей правоте, то должны поднять пальчики по количеству слогов. Молодцы, ребята. Уже все правильно выполняют это задание.

Му – ра – вей. Шмель. Пче – ла.

5. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Логопед: Мы с вами научились не только делить слова на слоги, но составлять звуковые схемы слов. Посмотрите на картинку, кого вы видите? Это паук. Наверное, пчелка желает, чтобы вы ребята сложили схему слова паук.

Игра «Составь схему слова».

Прием взаимопроверки. Сложить и проверить соседа.

Анализ слова. Сколько звуков в слове ПАУК? Сколько гласных? Какие? Сколько согласных? Какие? Сколько слогов в слове ПАУК? Разделите слово на слоги. Накройте ладошкой первый слог на слоговой дорожке и произнесите его. ПА. Накройте ладошкой второй слог и произнесите его. УК. А теперь сложите два слога и произнесите все слово. ПАУК.

Очень хорошо вы потрудились. Вы научились не только проверять себя, но и своего соседа.

6. Физкультминутка.

Упражнение на координацию речи с движением.

Вот какая стрекоза - очень круглые глаза, (руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет: вправо, влево, взад, вперед, (руки в стороны, движения

вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики! (Энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте)

Прыг-скок, прыг - скок!

Сели, сели,

Травушку покушали,

Тишину послушали,

Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко!

7. Дифференциация детонатов на уровне семантического образа. Закрепление синтагматических связей в предложениях с предлогами НАД, ПОД. Актуализация глагольного словаря. Повторение слов-признаков, слов-предметов, слов-действий.

Логопед: Посмотрите, на столах у вас есть листья и насекомые. Расположите насекомых под и над листом. Девочки над листом, а мальчики под листом. Составьте предложение так, чтобы в нем были: слово-предмет, слово-признак, слово-действие.

Игра «Покажи, где насекомое - над или под?».

Ответы детей должны быть примерно такими: Пушистая гусеница ползет под листом. Великолепная бабочка порхает над листом. Пугливый кузнечик скачет над листом. Мохнатый шмель ворчит над листом. Прекрасная стрекоза парит над листом. Страшный паук плетет паутину под листом.

Логопед: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо подобрали слова – действия, слова-признаки к насекомым. А теперь пчелка желает послушать рассказ о самой себе от вас. Умеем мы составлять рассказ с помощью картинок?

8. Развитие связной речи. Составление рассказа по восприятию

с опорой на зрительные символы.

Перед детьми картинки, которые подарила им пчелка. Дети должны составить рассказ о пчелке. Дети сами выбирают рассказчика.

У пчелы есть маленькая головка, остренький хоботок, мохнатые лапки, легкие прозрачные крылышки, широкий пухлый хвостик. Пчела желто-черного цвета. Она питается цветочной пыльцой. Живет пчела в улье. Приносит большую пользу человеку и природе, она дает мёд. А встретить ее можно в сказке «Муха -Цокотуха».

9. Итог.

Ребята, скажите, что мы с вами сегодня рассказали нашей гостье? Что мы знаем о насекомых? Что умеем делить слова на слоги и составлять схемы. Что умеем рассказывать о насекомых?

10. Сюрприз.

Пчелка решила подарить вам свою любимую музыку про своего друга - шмеля. Давайте послушаем и поблагодарим пчелку, за то, что она прилетела к нам. (Звучит музыка Римского-Корсакова «Полет шмеля»).