Комплекс   игр и упражнений  для развития моторики руки по тематическому планированию.

Истоки способностей  и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки – тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

                                                                                                                          В. Сухомлинский.

Руки учат голову, затем поумневшая голова учит  руки, и умелые руки снова способствуют развитию мозга.

                                                                                                                                      И. Павлов

Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов»

                                                                                                                                       Дж. Бруно

Перспективное планирование в детском саду.                                                                                              

Сентябрь                                                                                                                                                                      

 Первая неделя. Детский сад встречает друзей.  (Мониторинг.)

Вторая неделя, третья неделя. Надым – город моего детства. (Мониторинг.)

Четвертая неделя. Осень  - щедрая хозяйка.  (Сад. Фрукты. Ягоды.)

Октябрь.                                                                                                                                                                      

Первая неделя.  Осень – щедрая хозяйка. Овощи. Фрукты. Урожай.

Вторая неделя. От зерна до каравая.  (Труд на селе.Откуда хлеб пришел?)

Третья неделя.  Домашние животные. Домашние птицы.     

Четвертая неделя.  Лес -    точно терем расписной.  (Ягоды.Грибы.)

Ноябрь.                                                                                                                                                                          

Первая неделя. Моя страна. Моя столица.        

Вторая неделя. Птичьи столовые.  (Перелетные птицы.)      

Третья неделя. В мире животных. (Животные наших лесов, подготовка к зиме.)                  

Четвертая неделя. При солнышке тепло,  при матери -  добро.

Декабрь.                                                                                                                                                                       

Первая неделя. Здравствуй, гостья зима! (Зима, приметы зимы в природе, жизни людей, животных.)     

Вторая неделя. Одежда.

Третья неделя.Головные уборы. Обувь.     

Четвертая неделя. Новый год шагает по планете. (Игрушки.)

Январь.                                                                                                                                                                           

Третья неделя. Русские обычаи. Народные праздники Руси. (Мониторинг.)

Четвертая неделя.  Зимние забавы. (Мониторинг.)

Февраль.                                                                                                                                                                     

Первая неделя. Зимующие птицы.         

Вторая неделя. Правила движения дорожного  знать каждому положено.

Третья неделя. Защитники Отечества.    

Четвертая неделя. Посуда. Продукты питания, профессия повар.        

Март.                                                                                                                                                                    

Первая неделя. Мамин праздник в день весенний.  (Весна.Праздник мам.)

Вторая неделя. В краю полярного сияния.  (Мой край.

Животные холодных стран.)

Третья неделя. Животные жарких стран.

Четвертая неделя. Что нам стоит дом построить? (Мебель, профессии на стройке.)

Апрель.                                                                                                                                                                                   

Первая неделя. Здоровым быть здорово. (Я, моё тело, мое здоровье.)

 Вторая неделя. Космос.

Третья неделя. Весна . (Изменения весной в природе, жизни людей, животных. Первоцветы.)

Четвертая неделя.   Игрушки.  

Май.                                                                                                                                                                           

Первая неделя. День Победы. Наша Родина – Россия.  

Вторая неделя. Жалобная книга природы. Цветы и насекомые.   

Третья неделя. Обитатели водоемов.    

Четвертая неделя. В гости к лету.

 

 

Сентябрь. 1 неделя. «Детский сад встречает друзей»

***

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит чванный,

Пятый — мизинец, принес вам гостинец.

Наша группа
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу,
Самый младший — это я.                 Разжимают пальчики поочередно 
Это Маша,                                              начиная с мизинца). 
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
Дружба
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) 
Мы закончили считать.
Как живёшь? 
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

 

Сентябрь.  2 неделя, 3 неделя. «Надым – город моего детства»

Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Люблю смотреть,(показывают указательным пальчиком на глаза)

Люблю считать  (на каждое название достопримечательности

Космонавтов - раз,

Ленина - два,                    загибают по одному пальчику)

Улица Победы – три.

А четыре - я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке я опять.

Шесть – на Белую схожу

И на волны погляжу.

Семь – Дворец культуры,

Красив и огромен

И стоит на площади он.

Восемь – ёлка в Новый год.

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – наш кинотеатр Октябрь.

В магазине хлеб куплю.

Очень город я люблю!                         (хлопают в ладоши)

 

Сентябрь 4 неделя. «Осень»

Осень, осень,(трем ладошки друг о друга)

Приходи!(зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди!(ладони на щеки)

Листья желтые кружатся (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.(ладони положить на колени)

Солнце нас уже не греет,(покачать головой)

Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы, (сделать«птицу» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.(барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем(имитируем)

И ботинки обуваем (топаем ногами)

 

Октябрь. 1 неделя. «Овощи. Фрукты».

«Овощи. Огород».

Чищу овощи для щей   (вертикальные движения руками, словно  отряхиваем от земли)
Сколько нужно овощей?                                   (пожимают плечами)
Три картошки,                                                   (загибаем три пальца на левой руке)
Две морковки,                                                  (загибаем еще два пальца)
Луку полторы головки,                                  (загибаем пальцы на правой руке)
Да петрушки корешок,                                  (еще один палец на правой руке)
Да капустный кочешок                                 (загибаем палец)
Потеснись-ка ты, капуста,                          ("раздвигаем" в сторону капусту)
От тебя в кастрюле густо!
Раз!                                                             (выставляем большие пальцы рук)
Два!                                                              (указательные - другие в кулаке)
Три!                                                            (выставляем средние пальцы рук)
Огонь зажжен,                                              (хлопаем)
Кочерыжка, кочерыжка,                         (показать большой палец)
Выйди вон!                                              (спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)

 

***

У Лариски 2 редиски,                               (загибаем пальчики по одному
у Антошки 2 картошки.                                        или по два на каждое название 
У Сережки-сорванца 2 зеленых огурца.                                              овоща)
А у Вовки 2 морковки, 
да еще у Петьки 2 хвостатых редьки. 
 

«Фрукты.Сад».
Палец толстый и большой                                          (поочередно загибать пальцы)
В сад за сливами пошел. 
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)

***

Этот пальчик – апельсин,                                         (поочередно загибать пальцы)
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.                (показывают ладошками вокруг и на себя)

 

 

Октябрь. 2 неделя. «От зерна до каравая».

Рос сперва на воле в поле,               Дети слегка покачивают руками,

Летом цвел и колосился,                  поднятыми вверх.

А потом обмолотили,                       Постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился.   Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»                                                                

Из зерна – в муку и тесто,             Сжимают и разжимают кулаки.

В магазине занял место.                    Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Вырос он под синим небом,              Поднимают руки вверх.

А пришел на стол к нам – хлебом.    Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.

 

Октябрь. 3 неделя. «Домашние животные».

«Домашние животные»

Садимся на коней. Тпру!

Кони, на старт!                          (кладем руки на стол, ладонями вниз)

Поскакали!                                 (стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт)

По травке! (поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе)

По песочку!                                       (потираем одну ладонь о другую)

По камушкам!                                  (стучим по столу ноготками)

По мостовой!                                    (стучим кулачками)

По болотцу!                             (массирующими движениями стучим по щечкам)

По топкому болотцу!                    (стучим по щечкам и причмокиваем)

По ледочку!                                  (цокать языком)

По снежочку!                                 (ударяем мягкими ладошками по столу)

Через ямку!             (сделать руками движения, имитирующие прыжок)

По пыльной дорожке! (хлопаем ладонями по коленям)

В горку! (стучим по столу в замедленном темпе, как будто нам тяжело подниматься)

С горки!                           (стучим в очень быстром темпе)

Ускакали далеко!                     (очень тихо стучим)

Скачут совсем близко!                      (стучим громко)

Прискакали!                                (сильно ударяем ладонями по столу)

***

Кучерявая овечка                              (показать «кудряшки» на голове)

Переходит через речку.                   («идем» пальчиками по столу)

Щуря желтые глаза, ей навстречу шла коза.                         (показать «рога»)

- Не пущу тебя, овечка,                                                (наклонить голову с «рогами»)

Не пройдешь ты через речку!                                       (погрозитьпальцем)

Лошадь мимо проходила и овечку пропустила.            (руки развести в стороны)

 

«Домашние птицы»

Утка плещется в пруду (машем кистями от себя, пальцы выпрямлены)

У хозяйки на виду. (приставить руку «козырьком» ко лбу)

Быстро к берегу плывет (машем кистями, пальцы согнуты)

И с воды идет на взлет.(машем руками – «крыльями»)

Во дворе – ее соседка –(руки полукругом перед собой)

Это курочка-наседка

Под крылом ее цыплята, (пальцы собраны в щепоть, поочередно

Очень дружные ребята. «клюют корм»)

***

Вышла курочка гулять                  (шагают двумя пальцами – указательным и
Свежей травки пощипать                        средним – каждой руки),
А за ней ребятки -                     (щиплющие движения всеми пальцами каждой
Желтые цыплятки                        руки, бегут всеми пальцами обеих рук)
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко                  (хлопают в ладоши)
Не ходите далеко                       (грозят пальцем ведущей руки)
Лапками гребите            (гребущие движения каждым пальцем обеих рук

одновременно, большие пальцы фиксируют  ладони у края стола)
Зернышки ищите.»              (дети собирают зерна поочередно двумя

пальцами каждой руки или обеих рук  одновременно: большой – указательный, большой — средний и т.д.).

 

Октябрь. 4 неделя. «Лес – точно терем расписной». («Ягоды. Грибы»).

«Осень»

Раз, два, три, четыре, пять,(загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.(сжимаем и разжимаем кулачки)
Лист берёзы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Лист рябины,
Листик тополя,
Лист осины,
Листик дуба мы соберём,(«шагаем» по столу средним
Маме осенний букет отнесём. и указательным пальцем»)

 

«Ягоды»

Ягоды – это крыжовник,                       (указательным пальцем одной руки
Клюква, черника, брусника,                 пересчитывают, сгибая, пальцы на другой
Малина, клубника, шиповник,             руке)
Смородина и земляника.
Запомнил ягоды я наконец.                 (поднимают плечи, удивляются)
Что это значит?
Я – молодец!                                        (большой палец вытягивают вперёд)

***

Раз , два , три , четыре , пять,                    (сначала загибаем или разгибаем пальчики

В лес идём мы погулять .                           на каждую ягодку)
За черникой , за малиной , 
За брусникой , за калиной .
Землянику мы найдём                              (в конце - ладошки сложить лодочкой,
И братишке отнесём!                                  и "угостить" ягодками)

 

«Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять,    (пальчики сжаты в кулачок, разгибаем каждый пальчик)
Мы идём грибы искать!        («шагаем» по столу средним и указательным пальцем»)
Этот пальчик в лес пошёл,          (загибаем пальчики начиная с мизинца)
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.

***

Я корзину в лес беру,                                 (сложить ладошки лодочкой)

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!»                   (разводят руки в стороны)

Подосиновик, масленок,                          (поочередно сгибают пальчики на обеих

Подберезовик, опенок,                             руках, начиная с мизинца правой руки)

Боровик, лисичка, груздь -

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,                                            («шагаем» по столу средним и

Все грибы несу с собой.                                          указательным пальцем»)

А мухомор не понесу                                     (большой палец левой руки отставляют, 

Пусть останется в лесу!                                 грозят ему)

 

«Деревья»

Вот деревья:                           (показывает ладони обеих рук с  разжатыми пальцами)

Клен, рябина, липа, дуб, береза, вяз,                         (загибают пальцы на обеих руках)

Ясень, тополь, елка, пихта,

Мы в лесу встречаем вас.                             (хлопают в ладоши)

***

В иголках-хвойках                        (поднимают вверх переплетенные

Сосна, пихта, елка пальцы

И кедр могучий,                          (загибают по очереди пальцы на руке)

Он тоже в иголках.

У лиственницы – иглы хвоинки,

Хотя они нежные, словно травинки.

У этих деревьев хвоинки растут,                         (сгибают и разгибают пальчики на

Поэтому хвойными все их зовут.                                 обеих руках)

 

Ноябрь. 1 неделя. «Моя страна. Моя столица».

***

Космонавт летит в ракете. (подняли руки вверх и потянулись)

День летит и ночь летит. (сжимаем и разжимаем кулачки)

И на землю вниз глядит. (имитируем бинокль)

Видит сверху он поля, (разводим руки в стороны ладонями вниз)

Горы, (руки поднимаем вверх, показывая высоту гор)

Реки и моря, (ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку)

Видит он весь шар земной, (разводим руки в стороны ладонями вверх)

Шар земной – наш дом родной.(соединяем руки над головой)

 

Ноябрь. 2 неделя. «Птичьи столовые» («Перелетные птицы»).

«Перелетные птицы»

Мы лепили куличи. («лепить пирожок»)

Прилетели к нам грачи. («помахать крыльями»)

Первый грач испек пирог, (загибать пальчики по очереди на одной руке)

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять,

Выходи грачей считать.

***

Мы построили скворечню
Для весёлого скворца. (попеременно постукиваем кулачками друг о друга и по столу)

Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.               (сводим руки над головой)

Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том: (попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Мать, отец и скворушки – 
Чёрненькие пёрышки. (соединяем каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза)

 

Ноябрь. 3 неделя. «В мире животных». («Животные наших лесов»).

«Дикие животные»

Раз, два, три, четыре, пять.                           ("шагать" по столу средним и

Дети в лес пошли гулять.                                указательным пальцами обеих рук)

Там живет лиса.                                 (рукой показать хвост за спиной)

Там живет олень.                                (пальцы рук разведены в стороны)

Там живет барсук.                                (кулачки прижать к подбородку)

Там живет медведь.   (руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя, шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки)
***

Это зайчонок, это бельчонок,                   (сгибают пальцы в кулачок,
Это лисёнок, это волчонок,                            начиная с мизинца)
А это спешит, ковыляет спросонок                        (вращают большим пальцем)
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

 

Ноябрь. 4 неделя. «При солнышке – тепло, при матери – добро».

«Семья»

Раз, два, три, четыре –                          (сжимают и разжимают кулачки)

Кто у нас живёт в квартире?                      (пожимают плечами)

Папа, мама, брат, сестрёнка,                 (разгибают пальчики по одному)

Кошка Мурка, два котёнка,               (изображают кошечку)

Мой щенок, сверчок и я –                  (имитация голоса)

Вот и вся моя семья!                            (скрестили пальчики обеих рук между собой)

***

Знаю я, что у меня                   (поднимают руку ладонью к себе)

Дома дружная семья:                  (и в соответствии с текстом

Это – мама,                                 в определенной последовательности загибают

Это – я,                                              пальцы)

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

 

***

Много мам на белом свете,

Всех их любят очень дети! (разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер, (поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель.

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошки вверх)

***

Мамочка (кончики пальцев обеих рук соеди­нены, ладони на некотором расстоя­нии друг от друга).

Мамочка-мама                  (на каждый слог мизинцы размыкаются и смыкаются)

Милая моя                            (то же — безымянные пальцы)

Мамочка-мама                           (подушечки сред­них пальцев производят те же движе­ния)

Я люблю тебя (указательные паль­цы соединяются и разъединяются; при соприкосновении подушечек больших пальцев дети губами имити­руют поцелуй)