Методический проект.

Формирование словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность:

  • трудности адаптации детей к обучению в школе, связанные с коммуникативной функцией речи;
  • низкий показатель словообразовательной компетенции у дошкольников, как с речевой патологией,  так и у детей с языковой нормой;
  • социальный заказ родителей –  «почему ребенок часто допускает ошибки в образовании новых слов?»

Гипотеза.

Систематическое развитие словообразовательных навыков будет способствовать формированию словообразовательной компетенции ребенка, что в конечном итоге станет важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, самоорганизации поведения и формирования социальных связей.

Новизна.

  • Поддержка разнообразия детства – вариативность использования форм и способов развития словообразовательных навыков у старших дошкольников.
  • Сохранение уникальности и самоценности детства – амплификация развития старшего дошкольника через формирование словообразовательных навыков.
  • Успешная адаптация ребенка к обучению в школе благодаря усвоению различных способов словообразования и обогащению словаря грамматическими категориями и конструкциями.
  • Полнота содержания и интеграция образовательных областей – речевое, коммуникативное и физическое (координация речи с движением) посредством рекомендуемого игрового материала.
  • Формирование словообразовательных навыков в едином тематическом планировании.
  • Сотрудничество с семьей в организационном (мастер-классы для родителей по обучению способам и приемам формирования словообразовательных навыков у старших дошкольников) и содержательном плане (дидактический материал).

Цель методического проекта.

Для детей: создание оптимальных образовательных и коррекционно-развивающих условий для формирования словообразовательных навыков у старших дошкольников, способствующих успешной адаптации к обучению в школе.

Для педагогов: формирование словообразовательной компетенции  у детей старшего дошкольного возраста.

Для родителей: практическая помощь в воспитании грамматически правильной речи у детей  5-7 лет.

Задачи:

охрана и укрепление эмоционального благополучия детей;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;

создание условий для формирования умений владеть грамматическими механизмами речи (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей);

повышение компетентности родителей в вопросах развития грамматически правильной речи у детей 5-7 лет;

формирование полноценного речевого и общего психического развития личности дошкольника.

Теоретическая основа методического проекта:

* учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев);

* концепция о соотношении мышления и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);

* Концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М. Солнцев);

* Концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка (Л.С. Выготский, А. Р. Лурия);

* Современные представления о структуре речевого дефекта (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

Коррекционно-педагогические и общедидактические принципы проекта.

Системность (календарно-тематическое планирование);

комплексность (включение всех  грамматических конструкций в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями  детей старшего дошкольного возраста);

принцип развития (общение взрослых и детей, детей в социуме, формирование словообразовательных навыков);

принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии (игровая мотивация, игровые приемы и способы коррекции);

принцип учета зоны ближайшего развития (опережающий характер развития через взаимодействие ребенка с взрослым);

наглядность (подбор дидактического материала);

доступность (от простого к сложному с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка);

дифференцированный и индивидуальный подход к личности ребенка.

Методы:

организационные (подготовка к организации проекта, редакция дидактического и наглядного материала, создание условий для реализации проекта));

эмпирические (наблюдение за формированием словообразовательных навыков у старших дошкольников);

психолого-педагогический эксперимент (реализация проекта);

психодиагностические (тесты для участников  образовательных отношений по методике формирования словообразования у старших дошкольников, анкеты для родителей, беседы с родителями;

количественный и качественный анализ полученных данных (сравнительный анализ состояния словообразования у детей, компетентности участников образовательного процесса и заинтересованности родителей в процессе формирования словообразования у своих детей).

Адресная направленность.

Материал предназначен для учителей-логопедов, воспитателей старших и подготовительных групп (дети 5-7 лет) дошкольных учреждений, может быть использован родителями детей старшего дошкольного возраста для развития речевых навыков. Возможно использование дидактического материала, как в комплексе, так и отдельно каждой из его частей.

Практическое содержание проекта.

Дидактический материал (речевые игры и упражнения), способствующий формированию навыков словообразования у детей 5-7 лет.

Дидактический материал представлен в игровой форме с указанием видов и способов словообразования.  Упражнения понятны, доступны детям и предполагают активную практическую и экспериментально-творческую речевую деятельность.

Календарно-тематическое перспективное планирование.

Эффективность в реализации проекта.

Результаты диагностики детей.

Количество детей с низким показателем развития словообразовательной компетенции за период 2013-2017 гг.

сократилось в среднем на 25%,

Количество детей со средним показателем развития словообразовательной компетенции за период 2013-2017 гг.

увеличилось на 30%.

Количество детей с высоким показателем развития словообразовательной компетенции

увеличилось на 20%..

Показатель эффективности – 25%.

Эффективность в реализации проекта. Родители.

Анкетирование родителей показало рост заинтересованности в процессе формирования словообразования у старших дошкольников (с 20% в 2013 до 65% в 2017).

Показатель эффективности – 45%.

Эффективность в реализации проекта. Участники образовательного процесса. Воспитатели.

Коррекционно-образовательная компетентность по вопросам формирования словообразовательных навыков у дошкольников.

Результаты тестирования

2013 год – 20% - высокий уровень

2017 год – 60% - высокий уровень.

Таким образом, показатель эффективности работы вырос на 40%.

Наша гипотеза была доказана эмпирическим путем.

Участники проекта показали положительную динамику, средний показатель эффективности методического проекта составляет 36,6%.

Целенаправленная и систематическая работа по формированию словообразовательных навыков у старших дошкольников  является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Благодаря тесному сотрудничеству педагогов и родителей повышается уровень ответственности родителей за речевое развитие своего ребенка, повышается компетентность родителей в вопросах развития речи детей.

Совместная работа логопеда и воспитателей повышает авторитет психолого-педагогической службы в дошкольном учреждении.

Подробная инструкция.

Методический проект с авторским дидактическим материалом является  практическим пособием в формировании словообразовательных навыков у старших дошкольников. Дидактический материал использовался воспитателями в старших и подготовительных группах детского сада «Огонек» города Надыма, а также в работе учителя-логопеда в течение четырех лет. В пособии весь практический материал представлен в форме игровых заданий, которые способствуют развитию словообразования у детей. Упражнения проводятся последовательно в соответствии с тематикой недели перспективного планирования. Обогащение словаря осуществляется номинативно и конструктивно – лексический запас по определенной теме закрепляется и усложняется с помощью введения новых словообразовательных морфем, а значит, и новых значений слов.  Игровая подача дидактического материала позволяет воспитателям и родителям  подходить к процессу формирования словообразования у детей творчески, дает возможность фантазировать и экспериментировать со словом, что способствует развитию когнитивных процессов у дошкольников, развивает языковое чутье, позволяет формировать основы научного познания языка, формирует общую культуру речи. Кроме того, игротека упражнений способствует повышению уровня мотивации детей и создает благоприятный эмоциональный фон при обучении. Дидактический материал можно использовать как в комплексе ежедневно по одной речевой игре в свободной деятельности, так и отдельно каждую из его частей для развития речи детей.  Для создания благоприятной эмоциональной среды обучения можно использовать все современные технические средства – компьютер, телефон, микрофон, интерактивную доску. В игре дети сами часто придумывают, с чем можно закрепить ту или иную словообразовательную модель – пальчиковый театр, куклы бибабо, муляжи фруктов и овощей, конструкторы, игровые наборы предметов – все, что может подсказать фантазия взрослого и ребенка. Главное, что при этом решаются дидактические задачи по закреплению словообразовательных моделей.

Использование дидактического материала предполагается в течение двух лет в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения.

Приведем пример использования методики на одну неделю.

   Планирование работы по формированию словообразовательных навыков у старших дошкольников осуществляется по календарно-тематическому плану с учетом способов и форм  усвоения словообразовательных моделей. Например, месяц – февраль. Первая неделя – «Зимующие птицы».

В понедельник рекомендуется игра  -  «Назови – чей? чья? чьё?» (стая снегирей – снегириная стая и т.д.), которая способствует формированию навыков образования притяжательных прилагательных.

Во вторник можно закрепить образование существительных с помощью суффиксов – игра «Назови птенцов»  (у вороны – воронята и т.д.).

В среду проводится игра «Назови, что сделали птицы?», в которой закрепляется словообразование глаголов с помощью приставок (клёст из гнезда, что сделал? – вылетел, пролетел, улетел и т.д.). 

В четверг закрепляется образование сложных слов – игра «Объясни словечко» (у сороки белые бока – белобокая, у снегиря красная грудка – красногрудый и т.д.).

В пятницу можно закрепить словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами – игра «Назови ласково» (голубь – голубок, синица-синичка и т.д.).

Речевые игры организуются в одном семантическом поле, таким образом, закрепляется не только словообразовательная модель, но и обогащается словарь. Речь дошкольника развивается в тесном взаимодействии  всех высших психических функций – речи, внимания, памяти и мышления. Такое сочетание дает возможность развития творческого и когнитивного сознания, воспитывает не только речевые навыки, но и психологическую организацию деятельности ребенка в целом.