Название проекта 2016 года - "Формирование навыков звуковой культуры речи у детей 3-4 лет в едином семантическом пространстве перспективного планирования". Название проекта 2018 года - "Формирование словообразовательных навыков  у старших дошкольников".

(Целевая группа проекта 2016 - воспитатели младших групп, учителя-логопеды,  родители детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) Основная задача - формирование звуковой культуры речи.)

Целевая группа проекта 2017 -материал предназначен для учителей-логопедов, воспитателей старших и подготовительных групп (дети 5-7 лет) дошкольных учреждений, может быть использован родителями детей старшего дошкольного возраста для развития речевых навыков. Основная задача- формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.

Проект 2017.

Актуальность: трудности адаптации детей к обучению в школе, связанные с коммуникативной функцией речи; низкий показатель словообразовательной компетенции у дошкольников 5-7 лет; социальный заказ родителей - "почему ребенок часто допускает ошибки в образовании новых слов?" 

Новизна проекта: поддержка разнообразия детства - вариативность использования форм и способов развития словообразовательных навыков у старших дошкольников; сохранение уникальности и самоценности детства - амплификация развития старшего дошкольника через формирование словообразовательных навыков; успешная адаптация ребенка к обучению в школе благодаря усвоению различных способов словообразования и обогащению словаря грамматическими категориями и конструкциями; полнота содержания и интеграция образовательных областей - речевое, коммуникативное и физическое (координация речи с движением) посредством рекомендуемого игрового материала; формирование словообразовательных навыков в едином тематическом планировании.

Цели проекта.

Для детей: создание оптимальных образовательных и коррекционно-развивающих условий для формирования словообразовательных навыков у старших дошкольников, способствующих успешной адаптации к обучению в школе.

Для педагогов: формирование словообразовательной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Для родителей: практическая помощь в воспитании грамматически правильной речи у детей 5-7 лет.

Задачи: охрана и укрепление эмоционального благополучия детей; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка; создание условий для формирования умений владеть грамматическими механизмами речи ( с учетом возрастных и индивидуальных особенностей); повышение компетентности родителей в вопросах развития грамматически правильной речи у детей 5-7 лет; формирование полноценного речевого и общего психического развития личности дошкольника.

Проект может быть реализован в течение двух лет в старших и подготовительных группах дошкольного учреждения с целью правильного формирования словообразовательной функции речи у старших дошкольников. Дидактический материал рекомендуется использовать ежедневно в определенной игровой ситуации. В подготовительной группе речевые игры проводятся в качестве закрепления и повторения. Представленный проект является авторским в формировании словообразовательных навыков у детей 5-7 лет, который не противоречит традиционным классическим методикам развития речи дошкольников, а также коррекционным методикам формирования грамматического строя речи у детей с речевой патологией.

Проект реализуется воспитателями, логопедами, родителями. Для успешного результата участникам проекта нет необходимости специального обучения. Рекомендуемый дидактический материал является инструментарием в практической реализации проекта. Речевые игры проводятся в соответствии с тематикой недели перспективного планирования. Обогащение словаря осуществляется номинативно и конструктивно - лексический запас закрепляется и усложняется с помощью введения новых словообразовательных морфем, а значит, и новых значений слов. Игровая подача материал позволяет воспитателям и родителям подходить к процессу формирования словообразования у детей творчески, дает возможность фантазировать и экспериментировать со словом, что способствует развитию когнитивных процессов у дошкольников, развивает языковое чутье, позволяет формировать основы научного познания языка, формирует общую культуру речи. Кроме того, игротека упражнений способствует повышению уровня мотивации детей и создает благоприятный эмоциональный фон при обучении. Дидактический материал можно использовать как в комплексе ежедневно по одной речевой игре в свободной деятельности, так и отдельно каждую из его частей для развития речи детей. Для создания благоприятной эмоциональной среды обучения можно использовать все современные технические средства - компьютер, телефон, микрофон, интерактивную доску. В игре дети сами часто придумывают , с чем можно закрепить ту или иную словообразовательную модель - пальчиковый театр, куклы бибабо, муляжи фруктов и овощей, конструкторы, игровые наборы предметов, мячи - все, что может подсказать фантазия взрослого и ребенка. Главное, что при этом решаются дидактические задачи по закреплению словообразовательных моделей.

На этапе реализации проекта была проведена первоначальная диагностика старших дошкольников по методике Алексеевой М.М., Яшиной В.И.  ("Диагностика для выявления способности словообразования у старших дошкольников"). Итогом проекта стала повторная диагностика Алексеевой М.М., Яшиной В.И., которая показала положительную динамику и доказала эффективность работы.

В качестве методического инструментария был предложен авторский дидактический материал по формированию словообразовательных навыков у старших дошкольников в соответствии с тематическим планированием и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Гипотеза проекта - систематическое развитие словообразовательных навыков будет способствовать формированию словообразовательной компетенции ребенка, что в конечном итоге станем важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, самоорганизации поведения и формирования социальных связей.

 

Эффективность реализации проекта.

Результаты диагностики детей.

Количество детей с низким показателем развития словообразовательной компетенции за период 2014-2017 сократилось на 25%. количество детей со средним показателем развития словообразовательной компетенции за период 2014-2017 увеличилось на 30%. Количество детей с высоким показателем развития словообразовательной компетенции увеличилось на 20%. Показатель эффективности - 25%.

Кроме того, дети повысили уровень успешной адаптации к школе (за период 2014-2017 на 25% - по данным диагностического исследования психолога МДОУ).

Эффективность в реализации проекта. Родители.

Анкетирование родителей показало рост заинтересованности в вопросах формирования словообразования у детей 5-7 лет (с 20% в 2014 году до 65% в 2017). Показатель эффективности - 45%.

Эффективность в реализации проекта. Участники образовательного процесса. Воспитатели.

Коррекционно-образовательная компетентность по вопросам формирования словообразовательных навыков у дошкольников. Результаты тестирования: 2014 год - 20% высокий уровень, 2017 год - 60% высокий уровень. Показатель эффективности работы вырос на 40%.

Таким образом, все участники  по диагностическим показателям представили положительную динамику и доказали необходимость и состоятельность проекта. Средний показатель эффективности методического проекта равен 36,6%.

Наша гипотеза была доказана эмпирическим путем.

Теоретическая основа методического проекта:

* учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев);

* концепция о соотношении мышления и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);

* Концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М. Солнцев);

* Концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка (Л.С. Выготский, А. Р. Лурия);

* Современные представления о структуре речевого дефекта (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

Основные источники методического инструментария:

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина "Методика развития речи детей дошкольного образования", И.А.Смирнова "Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников", М.М. Алексеева, В.И. Яшина "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников", О.С. Ушакова "Развитие речи детей 5-7 лет".

Передача опыта по реализации проекта возможна. Часть дидактического материала была представлена на конкурсах различного уровня - муниципального, окружного, всероссийского, международного. Проект и результаты размещены на личном сайте http://anna-senich.ucoz.net/.

Приведем пример использования методики на одну неделю.

   Планирование работы по формированию словообразовательных навыков у старших дошкольников осуществляется по календарно-тематическому плану с учетом способов и форм  усвоения словообразовательных моделей. Например, месяц – февраль. Первая неделя – «Зимующие птицы».

В понедельник рекомендуется игра  -  «Назови – чей? чья? чьё?» (стая снегирей – снегириная стая и т.д.), которая способствует формированию навыков образования притяжательных прилагательных.

Во вторник можно закрепить образование существительных с помощью суффиксов – игра «Назови птенцов»  (у вороны – воронята и т.д.).

В среду проводится игра «Назови, что сделали птицы?», в которой закрепляется словообразование глаголов с помощью приставок (клёст из гнезда, что сделал? – вылетел, пролетел, улетел и т.д.). 

В четверг закрепляется образование сложных слов – игра «Объясни словечко» (у сороки белые бока – белобокая, у снегиря красная грудка – красногрудый и т.д.).

В пятницу можно закрепить словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами – игра «Назови ласково» (голубь – голубок, синица-синичка и т.д.).

Речевые игры организуются в одном семантическом поле, таким образом, закрепляется не только словообразовательная модель, но и обогащается словарь. Речь дошкольника развивается в тесном взаимодействии  всех высших психических функций – речи, внимания, памяти и мышления. Такое сочетание дает возможность развития творческого и когнитивного сознания, воспитывает не только речевые навыки, но и психологическую организацию деятельности ребенка в целом.