Дыхательная гимнастика 

Вырасти хочу скорей, Добро делать для людей. И.П. Основная стойка.

1.Поднять руки вверх потянуться. Подняться на носки – вдох.

2. Опустить руки вниз. Опуститься на всю ступню (выдох).

Произнести «Ух!»

5 раз.

 

Гуси высоко летят,
На детей они глядят.
И.П. Основная стойка.

1 – наклон туловища в сторону ( вдох).

2 – руки опустить вниз со звуком «Га-а»  (выдох).

4 раза.

 

Накачаем мы воды, чтобы поливать цветы.

И.п. – основная стойка.

1 – наклон туловище в сторону (вдох).

2 – руки скользят, при этом громко произносить звук С-с-с (выдох).

10 раз.

В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается  функциональная деятельность всех органов и систем организма.

В первые месяцы обучения взрослый сам проговаривает текст, дети произносят только отдельные  звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст самостоятельно. В специально подобранных стихотворениях, песнях, считалках, диалогах автоматизируются поставленные звуки, закрепляется лексический материал и т.д. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания.                                                                                                   

В предложенном ниже комплексе упражнений использованы элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и системы развития дыхания, разработанной отечественными физиологами В.В. Васильевой, Ю.С. Василенко, В.П. Морозовым; методики развития речевого дыхания у детей с речевой патологией (М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, В.И. Рождественская, В.И. Селиверстов); стихотворный материал для развития речи детей дошкольного возраста (Н.В. Новотворцева, Н.А. Маранова).

Формирование диафрагмального  дыхания.                                                                          

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой).

Пос­ле вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и  нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).Стихотворный текст произносит взрослый, а дети выполняют нужные действия.

Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем;
Шарик лопнул - выдыхаем,
Наши мышцы  расслабляем.

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку - вдох. Вернуться в исходное положение —  полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.                                                                

 Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так:

Наклон влево, наклон вправо.

Наклон влево, наклон вправо.

 

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох - легко надавливать руками на ребра, в конце  вдоха - руки в стороны,  выдох - надавливать руками на ребра.

Щука в омуте жила,

Воду щеткою мела.                                                               

Щи готовила гостям,                                

Угощение лещам.

 Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед - полный выдох (живот втягивается).

Долго дятел дуб долбит (руки вперед вверх),

Клювом дятел дуб долбит (руки вниз назад):

Тук, тук, тук, тук, тук, тук (руки вперед, вверх),

Пауков найдет он тут (руки вниз назад)-

Я подую далеко

(руки перед собой, наклон вперед, подуть),

Я подую близко

(руки положить на грудь и подуть на них).

Во время ходьбы на месте - руки вверх - вдох, опустить руки - выдох.

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки.

По камушкам, по камушкам.

В ямку — бух! (Присесть.)

 

Выполняется стоя.
Произвести короткий, спокойный вдох через  нос – задержать на 2-3 секунды воздух в  легких, затем произвести протяжный плавный вы- дох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнении; вдох через нос — выдох через нос, вдох через рот — выдох через  нос,  вдох через рот — выдох через рот. Носом вдох, а выдох ртом (соответствующие движения):

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте не спеша,

Как? Покажем малышам.

Стоя, спокойно вдохнуть через  нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко

(руки поднять вверх, встать на носки, подуть).

Я подую низко

(руки перед  собой присесть и подуть).