Дидактические игры и здания по теме «Домашние животные».

Дидактическая    игра  «Кто     где    живет?»

Свиньи живут в     свинарнике.

Коровы живут в       коровнике.

Лошади живут в        конюшне.

Кролики живут  в крольчатнике.

Собака живет в конуре.

Кошка живет в  доме.

Дидактическая игра  

    «Назови профессии» (составь предложения с названиями  профессий).

Телятница поит телят.

Пастух смотрит за коровами.

Доярка доит коров.

Конюх моет лошадей.

Дидактическая игра «Найди хвосты» (образование притяжательных прилагательных).

Хвост быка - бычий

хвост коровы - коровий

хвост кошки – кошачий

хвост кролика - кроличий

хвост лошади -  лошадиный

хвост поросенка –  поросячий

Дидактическая игра «Кто чем  защищается?»

(падежное управление, образование формы существительного множественного числа творительного падежа)

Баран – рогами

собака – зубами

лошадь – копытами

кошка – когтями

бык – рогами, копытами.

Дидактическая игра «Закончи предложение».

В стаде много…

В табуне много…

В доме много…

В свинарнике много…

Доярка доит…

Конюх поит…

Дидактическая   игра   «Кто какую пользу приносит?»

Свинья – мясо

собака – сторожит дом

лошадь – перевозит

                              грузы

овца – шерсть, мясо

кролик – мех, мясо

корова – молоко, мясо

кошка – ловит мышей

коза – молоко, мясо

 

Дидактическая игра   «Один – много».

Один козленок – много козлят

один теленок – много телят

один жеребенок – много    жеребят

один ягненок – много ягнят

один поросенок – много поросят

один щенок – много щенков

один котенок – много котят

один крольчонок – много   крольчат

Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

Корова – мычит

кошка – мяукает

собака – лает

свинья – хрюкает

баран – блеет

лошадь - ржет

 Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Овца – травой

кошка - молоком           

корова - сеном

коза – травой, сеном

собака - мясом

  Дидактическая игра     «Кто без чего?»

  (образование существительных в  родительном падеже).

Коза – без рогов

свинья – без пятачка

овца – без ушей

собака – без хвоста              

корова – без рогов

лошадь – без гривы

Дидактическая игра «Назови ласково».

(Образование сущ. с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

Овца – овечка

кошка – кошечка

собака – собачка

свинья – свинка

коза – козочка

лошадь - лошадка

 Дидактическая игра

 «Подбери признаки к существительным».

Жеребенок – маленький, слабый, беспомощный, робкий, беззащитный, ласковый, милый

щенок – игривый, живой, подвижный, любопытный, сердитый

козленок – упрямый, робкий, беззащитный, милый, красивый, ласковый, серый

поросенок – резвый, розовый, толстенький, веселый, маленький, забавный

крольчонок -  длинноухий, серенький, робкий, пушистый, беззащитный, пугливый

ягненок – беленький, робкий, трусливый, кудрявый, пушистый, милый

теленок – ласковый, упрямый, резвый, неуклюжий, игривый

котенок – пушистый, ласковый, игривый, ловкий, шустрый, резвый

Дидактическая  игра  «Назови семью».

Свинья- кабан – поросята

овца – баран –  ягненок

кролик – крольчиха – крольчонок

козел – коза – козленок

БЫК –КОРОВА-ТЕЛЕНОК

КОНЬ –  ЛОШАДЬ - ЖЕРЕБЕНОК

 Загадки о домашних животных.

Голодна – мычит,

Сыта – жует,

Малым ребяткам

Молочка дает.  (Корова)

 

                                                                                            Посреди двора стоит копна:

Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова)

 

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

 

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Баран)

 

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака)

 

Глядишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака)

 

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком

Хвост колечком. (Собака)

 

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком! (Кошка)

 

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

С водой не знается. (Кошка)

 

У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет. (Кошка)

 

Острые ушки,

На лапах подушки,

Усы, как щетинка,

Дугою спинка.

Днем спит,

На солнышке лежит.

Ночью бродит,

На охоту ходит. (Кот)

 

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык.

Не конь, а брыкается,

Доят, но не корова,

С пухом, а не птица.

Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза)

 

Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит:

«Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-ее». (Козел)

 

Пятак есть,

А ничего не купит. (Свинья)

 

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Свинья)

 

Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь. (Свинья)

 

Четыре грязных копытца

Залезли прямо в корытце. (Поросенок)

 

  Вороны.

Вороны, как вы должны знать, - самые умные наши птицы. Ведь недаром есть поговорка: «Мудра, как старая ворона».

Вороны знают, как много значит дисциплина. Их вожаки должны быть не только самыми старыми и умными в стае, но и самыми сильными и храбрыми, чтобы в любую минуту справиться с каким-нибудь выскочкой. Все остальные в стае -

это молодежь и рядовые вороны, не обладающие особыми способностями.

Сбор стаи обыкновенно происходит в конце июня. Родители со своими птенцами – короткохвостыми, с мягкими крыльями и пискливыми голосами, но ростом уже почти сравнявшимися с ними, - являются в старый сосновый лес, который служит для ворон и школой, и крепостью. Там молодежь посвящается во все тайны, которые необходимо знать каждой вороне, - ведь в отличие от человека неумелая ворона не может наверстать упущенное. Она погибнет.

Молодые вороны обучаются не вместе, а по классам, словно дети в человечьей школе: воронята постарше – в одном классе, а воронята помоложе – в другом. К сентябрю шумная толпа глупеньких воронят, по-видимому, уже постигает основы вороньей науки, их глаза из светло-голубых становятся темно-карими, как у взрослых ворон. Они перестали быть птенцами, узнали все, что надо знать взрослой вороне, и научились правилам осторожности.

                     ( По рассказу Э. Сетон-Томпсона)

Бодливая корова.

Была  у нас корова, да такая характерная, бодливая, что беда!

Может быть, потому и молока у нее было мало.

Помучались с ней и мать, и сестры. Бывало, прогонят в стадо, а она или домой в полдень придерет, или в житах очутится – иди, выручай!

Особенно, когда бывал у нее теленок, - удержу нет! Раз даже весь хлев рогами разворотила, к теленку билась; а рога-то у нее были длинные да прямые.

А какая была увертливая да прыткая! Как поднимет хвост, опустит голову да махнет – так и на лошади не догонишь.

Вот раз летом прибежала она от пастуха, еще за долго до вечера, было у ней дома теля. Подоила мать корову, выпустила теля и говорит сестре – девочке этак лет двенадцати:

  • Погони, Феня, их к речке, пусть на бережку попасутся, да смотри, чтоб в жито не затесались. До ночи еще далеко, что им тут без толку стоять.

Взяла Феня хворостину, погнала и теля, и корову; пригнала на бережок, пустила пастись, а сама под вербой села и стала венок плести из васильков. Слышит Феня, что-то в лозняке зашуршало.

Глядит Феня, что-то серое сквозь густой лозняк продирается, и покажись глупой девочке, что это наша собака Серко.

Стала уже Феня собаку манить: «Серко, Серко!» – как смотрит – теленок, а за ним корова несутся прямо на нее, как бешеные.

Феня вскочила, прижалась к вербе, не знает, что делать; теленок к ней, а корова их задом к дереву прижала, голову наклонила, ревет, передними копытами землю роет, рога-то прямо волку выставила.

Феня перепугалась, обхватила дерево обеими руками, кричать хочет – голосу нет. А волк прямо на корову кинулся, да и отскочил – с первого раза, видно, задела его рогом. Видит волк, что нахрапом ничего не возьмешь, и стал он кидаться то с той, то с другой стороны, чтобы как-нибудь сбоку в корову вцепиться или теля отхватить, - только куда ни кинется, везде рога ему навстречу.

Феня еще не догадывается, в чем дело, хотела бежать, да корова не пускает, так и жмет к дереву.

Стала тут девочка кричать, на помощь звать…Как завидел волк, что люди бегут, унялся, огрызнулся еще раз, два, завыл, да и в лозняк.

      Удивительная кошка.

Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге.

Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге.

Отчасти по воздуху плавно летит!     (Даниил Хармс)

                      

                             Кошки.

Однажды по дорожке

Я шел к себе домой.

Смотрю и вижу: кошки

Сидят ко мне спиной.

                Я крикнул: - Эй вы, кошки!

                Пойдемте-ка со мной,

                Пойдемте по дорожке,

                Пойдемте-ка домой.

Скорей пойдемте кошки,

А я вам на обед

Из лука и картошки

Устрою винегрет.

             -Ах, нет! – сказали кошки. -

              Останемся мы тут! –

              Уселись на дорожке

              И дальше не идут.  (Даниил Хармс)

 

*Составление описательного рассказа о животном по опорной схеме:

  1. Как называется.
  2. Части туловища (голова, хвост, лапы, копыта, уши, рога, когти, глаза).
  3. Чем покрыто тело (шерсть, щетина).
  4. Чем питается (трава, рыба, мясо).
  5. Как ест (лакает, грызет, жует).
  6. Где живет (конура, дом, конюшня).
  7. Как голос подает.
  8. Как передвигается (ходит, топает, скачет).
  9. Какие у него детеныши.
  10. Какую пользу приносит человеку.

 

 

* Продолжи предложения.

     Собака лает, грызет кости, сторожит…

    Лошадь ржет, пасется…

    Кошка мурлыкает, ловит мышей, умывается…

   Коза пасется, жует траву, дает молоко, блеет…

   Свинья хрюкает, чавкает, визжит, пьет, бежит, купается в  

   луже…

* Сосчитай до пяти.

Один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов.

Одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак.

Одна овца, две овцы, три овцы, четыре овцы, пять овец.

Одна лошадь, две лошади, три лошади, четыре лошади, пять лошадей.

Один бык, два быка, три быка, четыре быка, пять быков.

* Подскажи словечко.

Табун – много (лошадей).

Стадо – много (коров).

Отара – много (овец).

Свора – много (собак).

*Исправь предложение.

Кошка мурлыкал на диване. –

Собака кудахчет на чужих. –

Корова дает шерсть.

Кошка клюет молоко.

Свинья мычит в корыте.

Собака спит над будкой.

*Какое слово лишнее и почему?

    Конь, баран, копыто, бык.

   Овца, коза, корова, лось.

   Корова, коровник, кора, коровий.

   Баран, бараний, баранина, баранка.

   Свинья, свинина, свить, свиной.

   Кролик, кровля, крольчатина, крольчата.

   Коза, козий, казна, козлята.

*Образуй слова и составь с ними предложения.

Из мяса – мясной;

из молока – молочный;

из творога – творожный;

из пуха – пуховый;

из меха – меховой;

из пера – перьевой.

*Образуй новые слова.

Свинья – свинина;

Баран – баранина;

Кролик – крольчатина;

Теленок – телятина.

*Объясни пословицу.

Ласковый теленок двух маток сосет.

*Объясни выражение.

 Собачья преданность. Пустить козла в огород.

 Живут как кошка с собакой.

*Логические задания.

Собака догоняет зайца. Кто впереди? Кто сзади? Кто за кем?

У кого больше ног – у коня или у козы?

За забором стоят три козы. Сколько рогов будет выглядывать над забором?

Подобрать слова-родственники.

Собака – собачка, собачий, собачиться, собаченька.

Кот – котик, кошечка, кошачий, котята.

Лошадь – лошадушка, лошадка, лошадиный.

Овца – овечий, овечка, овчина.

Коза – козленок, козлята, козий.

Свинья – свинство, свиной, свинка, насвинячить.

Бык – бычок, бычий, набычиться.

Изменить слова по образцу:

Я пасу табун  лошадей

Ты пасешь табун лошадей

Он пасет табун лошадей

Мы пасем табун лошадей

Вы пасете табун лошадей

Они пасут табун лошадей

Я вижу отару овец

Ты видишь отару овец

Он видит отару овец

Мы видим отару овец

Вы видите отару овец

Они видят отару овец

Я догоняю свору собак

Ты

Он

Мы

Вы

 Кролики.

В старой корзине на кухонном столике

Смирно сидели пушистые кролики.

Мама сказала: - Их трогать не нужно. –

Только, наверно, им, бедненьким, душно,

Маленьким кроликам жарко и тесно.

Сколько их там – посмотреть интересно.

 

Крышку слегка приоткрыла Танюшка,

Пальцем потрогала серое ушко.

Мамы не слышно, не видно в квартире, -

Таня корзинку открыла пошире…

Может, налить молочка им на блюдце?..

Но не успела она оглянуться,

Кролики, выгнув пушистые спинки,

Начали прыгать на стол из корзинки.

 

Таня назад посадить их не может, -

Кролик морковку на ящике гложет,

Этот грызет на окошке цветок,

Этот забрался в братишкин сапог…

Ведь не могли они выпрыгнуть сами!

Что она скажет вернувшейся маме?