Функции ВОСПИТАТЕЛЯ


• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью     речи     детей   в     процессе

 всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
• Закрепление навыков чтения и письма.
• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

 

 

 

МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ  участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.

 

 

 

     Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, руководитель изодеятельности, семья

 

     Качественная реализация задач развития речи детей возможно только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ - важного условия создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития. Что касается медиков и узких специалистов, то, помимо задач формирования правильной речи ребенка в повседневном общении, у каждого из них существует четко очерченный круг влияния.

 

      Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Артикуляционная гимнастика проводит  ся с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопризношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи . Проводить гимнастику следует  несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом.

 

 

 

 

 

 

Проведение артикуляционной гимнастики на

 индивидуально-подгрупповых занятиях, в

 совместной деятельности педагога с детьми,

 на логопедических разминках помогает:

  • формировать кинетико – кинестетическую основу движений,
  • развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков,
  • воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность
  • поддерживать интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в логопедических занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНИМАНИЕ есть сосредоточенность на чем-либо. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым.

Виды внимания:

ü Слуховое

ü Зрительное

ü Моторно - двигательное

 

Упражнения на тренировку внимания

 

"Найди игрушку" Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Вы, облюбовав какую-либо игрушку, начинаете рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины; ребенок может задавать вопросы, а затем отправляется на поиски этой игрушки. Потом роль ведущего может сыграть сам ребенок.

"Будь внимателен" Заранее договоритесь с ребенком, что по команде "Зайчики" - надо прыгать, "Лошадки" - скакать, "Раки" - пятиться, "Птицы" - махать руками, "Аист" - стоять на одной ноге. Играет музыка, малыш выполняет различные танцевальные движения, но по команде, например: "Зайчики", принимаются прыгать, то есть действовать так, как договорились перед игрой. Если вы тоже будете принимать участие в игре, то можно немного запутать своего ребенка, выполняя другое движение.

"Попугайчики" Вы произносите слова или имитируете голоса животных. "Попугайчик" повторяет слова и голоса с такой же интонацией, как и у вас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Когда обращаются к детскому неврологу?


  1. Ребенок грудного возраста:
  • повышенная возбудимость, проблемы со сном (сон поверхностный, часто просыпается);
  • у ребенка трясутся подбородок и ручки при возбуждении, плаче или в спокойном состоянии;
  • часто и много срыгивает;
  • при опоре на «цыпочки» или стопу поджимает пальчики;
  • при повышении температуры тела имеют место подергивания (судороги);
  • ребенок упал и ударился головой.
  1. Дети старшего возраста:
  • нарушение засыпания и сна;
  • задержка моторного и речевого развития, заикание, тики;
  • головная боль, головокружение, обмороки;
  • энурез (недержание мочи);
  • утомляемость, неусидчивость, снижение концентрации внимания;
  • плохая переносимость транспорта;
  • снижение зрения и преходящие нарушения зрения;
  • носовые кровотечения;
  • черепно-мозговые травмы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие специалистов ДОУ

 


 

 

 

 

 Учитель - логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, координацией движений языка и губ.

 

Гимнастика для челюстей:

  • Опускание и поднимание нижней челюсти.
  • Движение нижней челюсти вправо, влево.
  • Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

 

«ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО»
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

 

«НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.

 

«ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.

 

«НАНИЗЫВАНИЕ БУСИНОК»
Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.

 

«ЛАБИРИНТ»
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чем занимается детский невролог?


Детский невролог - врач, занимающийся диагностикой и лечением заболеваний, связанных с поражением центральной нервной системы, а также поражением периферической нервной системы и функциональными нарушениями у детей.

 

Плановые консультации невролога обычно проводятся:

  • в сроки 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев и 1 год.
  • после 1 года ребенка - ежегодно.

Функции ЛОГОПЕДА


• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Коррекция звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
• Устранение недостатков слоговой структуры слова.
• Формирование послогового чтения.
• Отработка новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи.
• Предупреждение нарушений письма и чтения.
• Развитие психических функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ  развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие всех специалистов в работе ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

учитель логопед

Сенич А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гимнастика для губ и щек:

  • Надувание обеих щек одновременно.
  • Надувание щек попеременно.
  • Втягивание щек в ротовую полость.
  • Сомкнутые губы вытягивают вперед трубочкой, а затем возвращаются в нормальное положение.
  • Улыбка: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
  • Чередование улыбка - трубочка.
  • Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
  • Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
  • Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются нижние зубы.
  • Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
  • Имитация полоскания зубов.
  • Нижняя губа под верхними зубами.
  • Верхняя губа под нижними зубами.
  • Чередование двух предыдущих упражнений.
  • Вибрация губ (фырканье лошади).
  • При выдохе удерживать губами карандаш.

 

 

 

советы логопеда

 

 

 

Артикуляционная гимнастика.

Что это такое?

 

Составила: учитель-логопед

Сенич А.Н.

 

 

 

 

 

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

 

«ЧТО ЗВУЧАЛО?»
Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.

 

«ПОСЛУШАЙ И ВОСПРОИЗВЕДИ»
Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

 

«КТО ЛЕТАЕТ?»
Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

 

«СЪЕДОБНОЕ- НЕСЪЕДОБНОЕ»
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Развиваем внимание ребёнка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

учитель-логопед

Сенич А.Н.

 

 

 

 

 

 Детский невролог?

                        Кто это?

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

учитель-логопед

Сенич А.Н.

 

 

 

 

 

 

Что происходит на приеме детского невролога?


  1. Врач выслушает жалобы, расспросит о перенесенных заболеваниях и образе жизни, оценит уровень развития ребенка, даст рекомендации по профилактике болезненных состояний у ребенка; поможет разобраться, почему движения ребенка имеют какие-либо особенности или почему ребенок еще не научился тому, что уже умеют его сверстники..

  2. В ходе осмотра проверяется зрение, мышечная сила, координация, рефлексы и чувствительность.

  • 3. В зависимости от полученных результатов назначит дополнительные обследования и (или) лечение.